Рим Древний
- Просмотров: 44964
Рим Древний, древний город в Италии
Рим Древний (лат. Roma), древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н. э. и к середине III в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем - крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие. районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Греции Древней, а также на местные древнеримские и этрусские (см. Этруски) традиции.
Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный, реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность. Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало - над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения государственной идеологии. В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.
В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках средне-италийских археологических культур эпохи железа (культура Вилла-новы, 900-500 до н. э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором). В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII-IV вв. до н. э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулярной осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек (трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада с помощью портика и лестницы) впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н. э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства. С началом греческой колонизации в VII-IV вв. до н. э. важную роль стали играть и древнегреческие традиции. Римляне восприняли у греков систему ордеров архитектурных, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).
В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264-146 до н. э.) и поздней республики (III в. - первые 3 четверти I в. до н. э.) специфически римские рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов. Для широких градостроительных работ характерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военных лагерей, композиционных схем, в основе которых лежат 2 пересекающиеся главные магистрали - "кардо" (с севера на юг) и "декуманус" (с востока на запад). По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях, II в. до н. э., и Риме, II-I вв. до н. э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре был распространён характерный для древнеримской области Лаций (ныне Лацио) тип дома с атрием, центром которого во II в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий об усилении тяги к природе в связи с урбанизацией общества. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в. до н. э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II - первой половины I вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек; базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.
В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины - так называемый Брут, III в. до н. э.). Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная конкретность, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II - начало I вв. до н. э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально- декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного", стиля (вторая половина II - начало I вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно- перспективном", стиле (80-30-е гг. до н. э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровой или мифологической сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рациональную ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре - так называемом Колизее в Риме. В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н. э. - начале I в. н. э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурной композиции (так называемый Золотой дом Нерона, 64-69, не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92, - оба в Риме). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане - исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).
В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры. Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, мрамор, XIII-IX до н. э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мрамор, 81) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, мрамор, около 111-114). В монументально-декоративной живописи до 63 преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл так называемый четвёртый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость композици- онного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, вторая половина I в. н. э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со II в. распространилась также чёрно-белая каменная мозаика. В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.
Для зодчества эпохи упадка империи (III-IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли древнеримские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы (206-217) и базилика Максенция (около 315) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы. В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III-IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций. Среди художественных изделий III-IV вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженной духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.
Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, [2 изд.], т. 2, М., 1973; М. Кобылина, Искусство Древнего Рима, М.-Л., 1939; А. Чубова, Римская живопись. [Альбом, Л., 1966]; Г. Соколов, Искусство Древнего Рима, М., 1971; его же, Римский скульптурный портрет III в. и художественная культура того времени, М., 1983.
Комментарии
Выходец из крестьянской семьи, с детства имел сильную тягу к искусству, однако родители не разделяли его интересов, и будучи в ещё совсем юным, Орлов ушел из дома и поступил учиться к странствующему маляру. Они ходили по деревням, предлагали свои услуги по росписи домов, храмов..
Навыки и техника его совершенствовал ась, позже он стал получать заказы на иконы и на портреты от богатых помещиков. Судьба свела его однажды с одним знатным дворянином, который, увидев работы юного Орлова счел необходимым отправить юношу в Петербург, в Академию Художеств! Там он стал блестящим учеником Брюллова, и в качестве поощрения вскоре получил возможность поехать учиться живописи в Италию!
Писал полотна, вдохновленные итальянским бытом, гуляниями, праздниками. Он так был увлечен итальянскими красотами, всецело углубился в жанр исторической живописи, что до самой смерти в Россию так и не вернулся. Ещё при жизни получал многочисленные похвалы как русской, так и итальянской публики.
Картина «Октябрьский праздник в Италии» — самая лучшая, самая известная картина Орлова, исполненная в лучших традициях романтизма, в которой видно влияние его учителя, Карла Брюллова. Мягкость и красота колорита, сглаженность контуров, легкость, удивительная игра света.
Октябрь в Италии – месяц сбора урожая, народ празднует, веселится и ликует и почитает Диониса. Люди пьют вино, танцуют, веселятся, вечерний воздух нежный и теплый, видны контуры Рима, сверху спадает гроздья винограда, женщина танцует и бьет в бубен, парочка пьет вино, нежно поглядывая друг на друга. В картине ощущается легкость, беспечность, изящество – в каждой позе, каждом движении, в каждой складке на платье.