Ленинград
- Просмотров: 38586
Ленинград, до августа 1914 Санкт-Петербург
Ленинград (до августа 1914 - Санкт-Петербург, до января 1924 - Петроград), промышленный, культурный и научный центр СССР. Основан в 1703. В 1712-28 и 1732-1918 столица государства, с 1927 центр Ленинградской области РСФСР. Расположен в дельте Невы, в том числе на многочисленных низменных островах. Ленинград - один из красивейших городов мира. Величественный облик его архитектурных ансамблей, строгие прямые улицы, просторные площади, обилие садов и парков, реки и многочисленные каналы, архитектурно оформленные набережные и мосты, узорчатые ограды, выдающиеся памятники архитектуры и монументальной скульптуры (смотри о них отдельные статьи) придают Ленинграду уникальный, своеобразный характер. Ленинград застраивался по регулярному плану. Организующим началом города стал водный простор Невы и ансамбль Петропавловской крепости, центральная часть сложилась к юго-востоку от Невы вдоль основных дорог, образовавших трёхлучевую систему улиц (Невский и Вознесенский, ныне Майорова, проспекты; Гороховая улица, ныне улица Дзержинского), которые расходятся от Адмиралтейства (проект планировки - 1737, архитектор П. М. Еропкин, при участии архитекторов М. Г. Земцова, И. К. Коробова). Жилые дома для "именитых", "зажиточных" и "подлых" (образцовые проекты - архитекторы Д. А. Трезини, Ж. Б. Леблон) строились по красной линии улиц, что способствовало регулярности застройки. Административно- общественный центр намечался на Васильевском острове, где были сооружены здания 12 Коллегий (ныне университет; 1722-42, архитекторы Трезини, Т. Швертфегер), Кунсткамера (1718-34, архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, Земцов; перестройка - 1754-58, архитектор С. И. Чевакинский), дворец А. Д. Меншикова (1710-14, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. Шедель). Возросшая роль Адмиралтейства, трудность доставки на Васильевский остров строительных материалов обусловили преимущественное развитие города на левом берегу Невы. Строились скромные, со скупым барочным декором дворцы и особняки знати (дворец Петра I в Летнем саду), позже в стиле барокко -дворцы С. Г. Строганова (1752-54, архитектор В. В. Растрелли; интерьеры перестраивались в 1793 А. Н. Воронихиным), П. Б. Шереметева на Фонтанке (1750-55, архитекторы Чевакинский, Ф. С. Аргунов), Никольский морской собор (1753-62, архитектор Чевакинский). В 1769 утверждён новый план города, разработанный "Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы" под руководством архитектора Ал. В. Квасова, в котором были закреплены и развиты идеи регулярной планировки, лёгшие в основу дальнейшей застройки Петербурга. Во второй половине XVIII - начале XIX вв. вокруг обширной водной площади при разделении Невы на рукава созданы грандиозные классицистические архитектурные ансамбли, придавшие своеобразие, монументальность и величественность центральной части города. Это - стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, Сенатская площадь (площадь Декабристов) с памятником Петру I ("Медный всадник"; бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе, при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева), Исаакиевский собор, ансамбли Невского проспекта (Казанский собор с прилегающей территорией, Островского площадь, Искусств площадь), Марсова поля, Летнего сада и Инженерного замка. Были созданы и загородные ансамбли (ныне в черте города) - Александро-Невская лавра, Смольный институт, архитектурно-парковый ансамбль Елагина острова с Елагиным дворцом (1818-22, архитектор К. И. Росси) и пейзажным парком. Среди памятников раннего классицизма - Академия художеств (1764-88, архитекторы А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Таврический дворец (1783-89, архитектор И. Е. Старов, при участии Ф. И. Волкова), Ассигнационный банк (1783-90, архитектор Дж. Кваренги), почтамт (1782-89, архитектор Н. А. Львов). С 1802 вопросами планировки и благоустройства города ведал "Комитет для управления городских повинностей", в 1808 был создан "Комитет городских строений", в 1816 - "Комитет для строений и гидравлических работ". В стиле ампир были выстроены: Горный институт (1806-11, архитектор Воронихин), Адмиралтейство, Нарвские ворота (1818; 1827-34, архитекторы Дж. Кваренги, В. П. Стасов), увенчанные медной колесницей (скульпторы П. К. Клодт, С. С. Пименов), и чугунные Московские ворота (1834-38, архитектор Стасов, скульптор Б. И. Орловский), деревянный театр на Каменном острове (1827, архитектор С. Л. Шустов; перестройка - 1844, архитектор А. К. Кавос). В середине второй половины XIX в. появились эклектические сооружения, в том числе дворцы: Мариинский (ныне Ленгорисполком; 1839-44), Белосельских- Белозерских (ныне Куйбышевский райком КПСС; 1846-48), Николаевский (ныне Дворец Труда; 1853-61), Ново-Михайловский (ныне Институт материальной культуры АН СССР; 1857-61) - все архитектор А. И. Штакеншнейдер; церкви: Петра и Павла на Невском проспекте (1832-38, архитектор А. П. Брюллов), "Воскресения на крови" (1883-1907, архитекторы В. И. Малышев, А. А. Парланд; мозаики - В. М. Васнецов, художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин); Мариинский театр (ныне Театр оперы и балета им. С. М. Кирова; 1859-60, архитектор Кавос, перестройка - 1863, архитектор В. А. Шрётер). С первой половины XIX в. строились многочисленные мосты: через Неву - Троицкий (ныне Кировский; 1897-1903, архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, скульптор М. А. Чижов), через канал Грибоедова - цепные Банковский и Львиный (1825-26, инженер Г. Треттер; чугунные грифоны и львы - по моделям П. П. Соколова), через Фонтанку - Аничков (1839-50, инженер И. Ф. Бутац, архитектор Брюллов; бронзовые группы укротителей коней установлены в 1849-50, скульптор Клодт), через Мойку - Зелёный, Красный, Поцелуев (все - начало XIX в., архитектор В. И. Гесте). В XIX - начале XX вв. были сооружены гранитные набережные Невы. Город стихийно застраивался зданиями контор, банков, вокзалов, гостиниц и др. Строились крупные торговые помещения, доходные дома. Росли неблагоустроенные промышленные окраины с предприятиями, складами, рабочими казармами. Выстроены в стиле "модерн": Азовско-Донской коммерческий банк (1907-13) и гостиница "Астория" (1910-11; оба - архитектор Ф. И. Лидваль), Дом книги (1904-06, архитектор П. Ю. Сюзор), пассаж на Литейном проспекте (1912-13, архитектор Н. В. Васильев); особняки в стиле неоклассицизма - Половцева (1910-16), Абамелек-Лазарева (1913-15; оба - архитектор И. А. Фомин); доходные дома на Кировском проспекте (1910-е гг.; архитекторы Л. Н. и Ю. Ю. Бенуа, В. А. Щуко, С. И. Минаш).
Планомерная застройка Ленинграда началась после Октябрьской революции 1917. В 1919 была создана Архитектурная мастерская по урегулированию города Петрограда и его окраин (главный архитектор Фомин), где разрабатывались проекты планировки отдельных районов (Выборгской стороны, Нарвского района, Охты, а также Петроградской стороны Васильевского острова), "Схема зонирования застройки Петрограда" (1921). Были построены первые жилые комплексы для рабочих - на Тракторной улице и Серафимовском участке проспекта Стачек (1925-27, архитекторы А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), Палевский жилой массив в Володарском районе (1925-27, архитектора А. И. Зазерский, Н. Ф. Рыбин), участок по улице Ткачей (20-е гг., архитекторы Д. П. Бурышкин, Л. М. Тверской). Строились первые клубы (Дворец культуры им. А. М. Горького, 1925-27, архитекторы Гегелло, Д. Л. Кричевский), лечебные учреждения (профилакторий текстильщиков, 1928-30, архитектор Л. В. Руднев и др.), По генеральным планам 30-х гг. (1933-34 и 1935-36, архитектор Л. А. Ильин и др.; 1938-40, архитектор Н. В. Баранов и др.) сохранялась существующая планировка центра и создавались новые районы на свободных территориях - часть Московского проспекта (1937-40, архитекторы Гегелло, Симонов, Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, Вяч. В. Попов и др.), Малая Охта (1936-41, архитекторы Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), Щемиловка (1937-40, архитекторы Левинсон, Фомин, С. И. Евдокимов и др.), Автово (1936-41, архитекторы А. А. Оль, С. М. Бровцев и др.). Выстроены крупные общественные здания; Кировский (1931-34, архитектор Н. А. Троцкий), Московский (1931-37, архитектор Фомин и др.) и Невский (1938-40, архитектор Левинсон, Фомин, Г. Е. Гедике) райсоветы, административные здание на Московском проспекте (1936-41, архитектор Троцкий), кинотеатры: "Гигант" (1934-35, архитекторы Гегелло, Кричевский и др.), "Москва" (1937-39, архитектор Л. М. Хидекель).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Ленинграду был нанесён большой ущерб. Были повреждены выдающиеся памятники архитектуры (Адмиралтейство, Зимний дворец, Казанский собор и др.). После войны все повреждённые здания и сооружения восстановлены. В генеральных планах восстановления и дальнейшего развития Ленинграда (1945-48, архитектор Баранов и др.; 1960, архитекторы В. А. Каменский, А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков и др.) комплексно решались задачи реконструкции и нового строительства с учётом усовершенствования исторического центра. Генеральынй план успешно претворяется в жизнь.
Крупные жилые массивы формируются на севере в районах проспектов Шверника и Мориса Тореза (архитекторы В. Ф. Белов, Л. Л. Шрётер, Л. И. Шимановский и др.); на юге - Купчино (архитекторы Д. С. Гольдгор, И. П. Тевьян, В. Н. Щербин и др.); на северо-востоке на правом берегу Невы (архитекторы Гольдгор, В. В. Васильев, А. И. Козулин, В. Н. Ловкачев), в районе Гражданского проспекта и севернее Муринского ручья (архитекторы Н. М. Назарьин, Щербин и др.), на бывшем Комендантском аэродроме (архитекторы Булдаков Наумов, Щербин и др.); на юго-западе (архитекторы Булдаков, Н. Ф. Назаров, Е. Б. Полторацкий и др.), на Васильевском острове (архитекторы Евдокимов, В. А. Посохин, В. Н. Соколов, И. Н. Кусков и др.). Идёт композиционное развитие центра вверх по Неве (площадь Ленина, архитектор Баранов, при участии Н. Г. Агеевой, Г. И. Иванова; площадь у моста Александра Невского, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, инженер А. С. Евдокимов, и др.). Одна из крупнейших градостроительных идей генерального плана - выход городской застройки к берегам Финского залива. Создаются новая морская панорама города, прибрежная зона отдыха с благоустроенными набережными, пляжами, бульварами, парками - Приморским парком Победы (1945-50, архитекторы Никольский, Н. Н. Степанов, Н. М. Медведев) со стадионом им. С. М. Кирова (1932-50, архитекторы А. С. Никольский, М. М. Степанов; реконструирован в 1980, архитекторы А. И. Прибульский, С. П. Одновалов, М. В. Цимбал). Построен метрополитен им. В. И. Ленина (первая очередь - 1955, вторая - 1961-64, третья - 1964, четвертая и пятая - 1965-78), среди станций которого - "Невский проспект" (1963, архитекторы Майофис, А. К. Андреев, инженер Б. Д. Максимов), "Площадь Александра Невского" (1968, архитекторы Л. П. Лавров, Т. В. Шишкова, В. Г. Шишков, инженер О. В. Грейц), "Академическая" (архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, В. Г. Хильченко), "Площадь Мужества" (архитекторы Е. М. Раппопорт, П. И. Юшканцев и др.; обе - 70-е гг.). Среди крупных общественных зданий 60-80-х гг.: Большой концертный зал "Октябрьский" (1967, архитекторы Каменский, А. В. Жук, Ж. М. Вержбицкий, инженер Н. В. Максимов), Дворец спорта "Юбилейный" (1967, архитекторы Г. П. Морозов, И. П. Сусликов, А. Я. Левханьян, Ф. Н. Яковлев, инженер А. П. Морозов и др.), Дворец спортивных игр (1974-76, архитектор Морозов), Спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина (1980, архитекторы Баранов, И. М. Чайко, Яковлев, инженер Ю. А. Елисеев), гостиницы "Советская" (1968, архитектор Левинсон и другие), "Ленинград" (1970, архитекторы С. Б. Сперанский, В. Э. Струзман и др.), "Москва" (1955-77, архитекторы В. А. Каменский, Гольдгор), "Пулковская" (1981, архитекторы Сперанский, В. Волонсевич; И. Вильяка - Финляндия); Финляндский вокзал (1960, архитекторы Баранов, Я. Н. Лукин, П. А. Ашастин, инженер И. А. Рыбин), аэровокзал Пулково (1972, архитекторы Жук, Вержбицкий, инженер С. М. Кузьменко и др.); Речной (архитекторы Т. А. Садовский, В. В. Попов) и Морской (архитектор В. А. Сохин и др.) вокзалы. Построены медицинский Центр - Онкологический институт в Песочной (архитекторы В. Ф. Белов, В. А. Потапов, Л. И. Шимаковский), здания высших учебных заведений (Кораблестроительный институт, архитекторы Э. С. Белят, Н. З. Матусевич, Е. Н. Савицкая, Ф. Л. Фадеев и др.), научно-исследовательских и проектных организаций (здание института Ленгипрогор, архитектор А. И. Белорусов, инженер А. В. Карагин и др.). Растёт сеть зданий культурно-массового назначения: Дом политического просвещения (1974, архитектор Гольдгор), Дворец молодёжи (архитекторы П. С. Прохоров, В. П. Трошин, А. П. Изоитко), кинотеатры. Построены крупные промышленные Сооружения - корпус завода "Электросила" (1967, архитекторы М. А. Садовский, Т. Ф. Беленов), завод алюминиевых строительных конструкций (архитекторы В. С. Терехова, О. И. Натансон, Л. С. Лапшина, А. М. Капустина, инженер Б. В. Горенштейн и др.). Созданы мемориальные комплексы на Пискарёвском кладбище (1960, архитекторы А. В. Васильев, Левинсон, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др.), Серафимовоком кладбище (1965, архитектор Я. Н. Лукин, скульптор Таурит и др.), в 1975 открыт "Монумент героическим защитникам Ленинграда в Великой Отечественной войне 1941-45" (бронза, гранит, бетон, архитекторы Сперанский, Каменский, скульптор М. К. Аникушин). Установлены памятники: В. В. Володарскому (бронза, гранит, 1925, скульптор М. Г. Манизер, архитектор В. А. Витман), В. И. Ленину перед Финляндским вокзалом (бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), перед Смольным (бронза, гранит, 1927, скульптор В. В. Козлов), на Московском проспекте (бронза, гранит, 1970, скульптор Аникушин, архитектор Каменский и др.), С. М. Кирову (бронза, гранит, 1938, скульптор Н. В. Томский, архитектор Троцкий) и др. По линии обороны Ленинграда создан "Зелёный пояс Славы".
В Ленинграде имеются многочисленные музеи, в том числе Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Музей городской скульптуры на территории Александро-Невской лавры, Музей истории Ленинграда, Музей этнографии народов СССР, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР и другие.
Лит.: Ленинград. Энциклопедический справочник, М.-Л., 1957; Архитектурный путеводитель по Ленинграду, Л., 1971; В. А. Каменский, Ленинград. Генеральный план развития города, [Л., 1972]; Памятники архитектуры Ленинграда, 4 изд., Л., 1975; И. А. Бартенев, Ленинград, Л., 1975; М. Иогансен, В. Лисовский, Ленинград, [Л., 1979]; Ленинград. Архитектурные ансамбли и памятники, [авт. вступ. ст. Л. В. Успенский. Сост. Г. П Губанов, В. Г. Бахтин], 3 изд., Л., 1980; А. Л. Пунин, Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX в., Л., 1981.
Комментарии
Когда мы слышим слово «памятник», чаще ассоциируем его со скульптурной группой, с выражением неких человеческих чувств, эмоций. Но есть в мире вещь, которой по праву поставлен не один памятник. Это книга! Не электронная, а настоящая, с обложкой и листами, такой, какая она появилась ни одну сотню лет назад. Такие памятники можно увидеть в Омске, Барнауле, Химках, Ангарске.
Почему же привычный объект удостаивается чести столь множество раз? Книга воспринимается нами как более, чем предмет. Это результат труда и развития человечества. Книга – является движущей силой общества, благодаря ей происходит прогресс. Любая мысль, рожденная в головах поэтов, писателей и философов одномоментно делается доступной каждому, обеспечивая творческое усвоение, переработку информации, возможность импровизировать и визуализировать . Книга давно перестала быть обычным предметом, она стала культом, предметом культуры. Прогресс и электронные коммуникации не смогут соперничать с бумажным вариантом, ибо процесс чтения настолько глубок и сакрален, что забыть первое ощущение от него невозможно.
В Санкт-Петербург е в 2002 году появилась своя «Раскрытая книга» благодаря автору проекта Эвелине Соловьевой и Олегу Романову. Место для памятника было подобрано символичное, рядом с Университетом, расположенном на набережной Невы, где много связано с А.С. Пушкиным. Книга не случайно открыта, это словно приглашение к диалогу. На раскрытой странице отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».
Книга расположена без постамента, что делает ее близкой и доступной. Памятник выполнен из гранита, особо прочного материала. Выбор в пользу камня сделан не случайно, погодные условия Санкт-Петергбур га своеобразны, а свойства гранита столь исключительны, что памятник будет радовать горожан и гостей города не менее 500 лет!