Графика
- Просмотров: 95473
Графика (греч. graphike, от grбpho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, "воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры (рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и многих других). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и "бархатистость" офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитационных и сатирических политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, лубки Отечественной войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45, многочисленные произведения антифашистской графики 30-х - начала 40-х гг. в Европе). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика, принимающая активное участие в революционной, национально-освободительной борьбе народов.
По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.
Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства - тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов "Мастерской народной графики" в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфическими массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Одна из основных областей применения графики - книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой - гравюра и литография. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область графики - плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.). Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.
Лит.: М. Клингер, Живопись и рисунок, [перевод с немецкого], СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. [перевод с немецкого], М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. [Альбом], М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; [Е. Левитин], Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont's Handbuch fьr Grafiker, Kцln, 1980.