Италия
- Просмотров: 40565
Италия, государство на юге Европы
Италия (Italia), Итальянская Республика, государство на юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части материка к югу от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам палеолита и энеолита (наскальные росписи в Апулии; каменные статуэтки женщин из Лигурии и Эмилии; керамические сосуды с процарапанным или прорисованным геометрическим узором). В эпоху бронзы (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.) богато орнаментированные керамические изделия и геометризованные бронзовые фигурки божеств и воинов отражали влияние крито-микенской культуры (см. Эгейское искусство). На острове Сардиния сложился своеобразный тип мегалитических сооружений, т. н. нураге - круглые каменные башни с ложнокупольным покрытием. На севере Италии в эпоху бронзы развивалась культура террамар, названная по свайным поселениям - террамарам. К IX-V вв. до н. э. относятся поселения культуры Вилланова, характерной для восточной части Центр. Италии, к VIII-II вв. до н. э. - памятники родственной ей культуры этрусков. На территории возникших в VIII-VI вв. до н. э. в прибрежных районах Италии греческих торговых поселений (Сиракузы, Посейдония и др.) сохранились остатки храмов, скульптура, изделия художественного ремесла. Древнегреческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу искусства Рима Древнего, которое развивалось на территории Италии с V в. до н. э. до V в. н. э.
С падением Римской империи (476) и утверждением христианства в Италии началось формирование средневекового искусства, основанного на позднеантичных традициях, а также на воздействии искусства Византии и многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.), вторгавшихся в Италиию. В IV-VI вв. в Риме и других городах Италии сооружались базилики, великолепием убранства не уступавшие древнеримским императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура - в Риме), а также центрические культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне). Храмы украшали многоцветные мозаики (церковь Санта-Костанца в Риме). Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов, основанная на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобрели торжественную отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне). В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции позднеантичной орнаментики (капители колонн, алтарные преграды и пр.). В VIII-X вв. ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии. Здесь сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками, глухими аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни (т. н. кампанилы; южная башня церкви Сант-Амброджо в Милане). Получили развитие плоскорельефная орнамент, резьба и ювелирное искусство, главным образом художественная инкрустация, в которых заметно воздействие культур варварских народов. В условиях феод, раздробленности страны романский стиль (XI-XIII вв.) приобретал в Италии многообразные местные черты.
В северной и средней Италии получили распространение трехнефные базилики (нередко с двориком-атрием; церковь Сант-Амброджо в Милане), западные фасады которых членились аркадами и "карликовыми" аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами- порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне). В Тоскане возводили постройки т. н. инкрустационного стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции). Изяществом и богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий, собор и кампанила). В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы византийского, арабского и нормандского зодчества (соборы в Чефалу, начат в 1131, и Монреале). Своеобразным вариантом византийского крестово-купольного храма является монументальный пятикупольный собор Сан-Марко в Венеции, поражающий великолепием внутреннего убранства (мраморная облицовка, мозаики и пр.).
Облик большинства городов Италии сложился в XI-XIII вв., в период их интенсивного развития. В это время строились подчинённые рельефу местности городские укрепления, похожие на крепости каменные дома-башни (в Болонье, Сан-Джиминьяно), здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бергамо, Бреше). Скученная застройка средневековых городов имела идущую от античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную (Сиена, Венеция) планировку и группировалась вокруг центральной (обычно соборной) площади. В скульптуре романского периода традиции орнамент, "варварской" резьбы постепенно сменились стремлением к ясности и ритмической расчленённости изображений. Романская скульптура получила особое развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, около 1106, мастер Вилиджельмо, бронзовых дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне). В Тоскане скульптура на фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с полихромией мраморной инкрустацией; в Риме выделялись работы мраморщиков из семей Космати и Вассаллетти (XII-XIII вв.).
Во фресковой живописи и в мозаиках XI-XII вв. византийские композиционные схемы нередко сочетались с наивной повествовательностью, грубоватой вырази- тельностью образов (фрески нижней церкви Сан-Клементе в Риме, около 1100; мозаики соборов в Чефалу, вторая половина XII в., Торчелло, XII-XIII вв., и Сан-Марко в Венеции). В итальянской иконописи, получившей развитие в XIII в., традиции византийского искусства с характерной для него эмоциональной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита соединяются со стремлением к живости, наглядности и человечности образов (алтарные образы Чимабуэ). В середине XIII в., главным образом в Тоскане, складывается искусство Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия), Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, в живописи - римский живописец П. Каваллини и флорентиец Джотто (фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе). В алтарной и монумент, живописи Сиены XIII-XIV вв. проторенессансные черты, выраженные в стремлении к жизненной убедительности изображения реального мира, уживались с традициями итало-византийского искусства и французской готической миниатюры (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти). В живописи болонских мастеров острая готическая характерность образов сочеталась со смелым введением конкретных жизненных деталей (фрески Кампосанто в Пизе, произведения Альтикьеро и Аванцо в Падуе).
Готический стиль, лишь частично воспринятый итальянской архитектурой, получил распространение в конце XIII - начале XIV вв. Отдельные декоративные мотивы готики придают романским по духу городским постройкам (Палаццо Публике в Сиене, Палаццо Веккьо во Флоренции) динамическую остроту и декор, изящество. Вертикализм архитектурных членений и богатый скульптурный декор фасадов готических церквей уравновешиваются ясной соразмерностью горизонт, членений (соборы в Сиене и Орвиего), спокойной протяжённостью просторных интерьеров (церковь Сан-Петронио в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон в сочетании с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасадов придают светскую праздничность дворцам Венеции.
Искусство Возрождения в Италии, ознаменовавшее переломный момент в культурном развитии Европы, переживало яркий расцвет в XV-XVI вв. В итальянском искусстве этого периода чувственное осознание красоты и поэзии земного бытия сочеталось с поисками научно обоснованных приёмов и средств изображения окружающего мира. Изучение и творческое переосмысление традиций античного искусства, а также утверждение гуманистических идеалов времени сыграли исключит, роль в сложении системы художественных взглядов и формального пластического языка искусства.
В архитектуре Раннего Возрождения (XV в.), особенно в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, по-новому осознанная античная ордерная система (см. Ордера архитектурные) была положена в основу ритмической и структурной организации зданий. Ясность ордерных членений фасадов, использование портиков и лоджий, внутренних дворов с аркадными галереями создают ощущение лёгкости и пространств, свободы (постройки Лучано Лаураны, Микелоццо, Б. Росселлино и др.). К XV в. относятся и первые опыты ренессансного градостроительства (ансамбль города Пиенца, строился по планам архитектора Росселлино с 1459). Скульпторы Раннего Возрождения (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа), в совершенстве овладев искусством объёмно-пространственной моделировки форм и закономерностями структуры человеческого тела, перспективным построением рельефной композиции, стремились к воплощению ренессансного идеала совершенной, гармонически развитой личности (портретные бюсты, надгробия, статуи, конные монументы).
Живопись Раннего Возрождения, обладая поэтической целостностью восприятия мира, развивалась в рамках местных художественных школ (см. Флорентийская школа, Венецианская школа, Умбрийская школа, Феррарская школа и др.). Жизненная правдивость, ясность и мужественность образов (работы Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтической сказочностью и праздничным декоративизмом (Беноццо Гоццоли, К. Кривелли, Паоло Уччелло), с утончённой лирической созерцательностью (Фра Анджелико, Филиппе Липпи, Сандро Боттичелли) и подробным сюжетным повествованием, изобилующим бытовыми деталями и картинами повседневного быта (Д. Гирландайо, Джованни Беллини), стремлением к поэтическому воссозданию величеств, картины мира (Пьеро делла Франческа, В. Карпаччо и др.). В эпоху Возрождения получили развитие гравюра, медальерное искусство, театрально- декорационное и декоративно-прикладное искусство. Борьба за утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в период Высокого Возрождения (конец XV - первая четверть XVI вв.). Ставшее выразителем общенациональных патриотических идей, искусство этого периода обладало исключит, силой общественного звучания. Для архитектуры Высокого Возрождения характерны поиски совершенной композиции центрического сооружения (Д. Браманте), многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архитектурных членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.). Для изобразительного искусства Высокого Возрождения характерно стремление к созданию классически совершенных, идеально- возвышенных образов, выражающих гуманистическое представление о человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей придаёт искусству этого периода необычайную широту и многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов Микеланджело существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля, эмоциональной тонкостью и чувственным красочным полнокровием живописи Джорджоне и Тициана.
Со второй трети XVI в. в период общего кризиса гуманистической культуры Возрождения и наступления феодальной реакции развивалось драматичное и субъективно утончённое искусство маньеризма (живописцы Понтормо, Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья). В период Позднего Возрождения драматические противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливали Тициан, Микеланджело, Якопо Тинторетто; в работах венецианских мастеров усиливалось стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой, общественной и бытовой средой (Паоло Веронезе, Я. Бассано). В архитектуре И. второй пол. XVI в. идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классических формах построек А. Палладио; маньеристические тенденции проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари. Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г. Алесси, Дж. Виньола) к пространственному развитию композиции, динамичной связи зданий с городской и ландшафтной средой получил развитие в архитектуре барокко. Искусство барокко формируется в Италии на рубеже XVI-XVII вв. и переживает расцвет во второй трети XVII в. Архитектуре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамичной организации внутреннего пространства. Сложные планы зданий и венчающих их куполов, зрительно увеличенных иллюзионистическими живописно-декоративными эффектами, изогнутые криволинейные очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм (постройки Л. Бернини, Ф. Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли XVII-XVIII вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в середине XVIII в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.).
Изобразительное искусство Италии эпохи барокко (XVII-XVIII вв.) представляет собой сложное переплетение разнообразных тенденций. С конца XVI в. в искусстве болонской школы были сформулированы формально-отвлеченые принципы академизма. Им противостояло творчество Караваджо, придававшего сценам реальной жизни пластическая осязаемость и героическая монументальность, способствовавшего становлению реализма в европейских художественных школах XVII в. (см. Караваджизм). Расцвет скульптуры барокко в Италии связан с Бернини, произв. которого отличаются стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой. Крупнейшими мастерами монумент, живописи барокко были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано, произведениям которых свойственны смелые перспективные построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой живописи XVII-XVIII вв. присущи поэтическая приподнятость и драматическая острота (Д. Фетти, Б. Строцци, Дж. Креспи). В пейзажах часто проявляется дух романтического бунтарства (С. Роза, А. Маньяско). Особое место в искусстве Италии XVIII в. занимала венецианская школа, живопись которой сохраняла праздничный, жизнеутверждающий характер (росписи Дж. Тьеполо, жанровые композиции Дж. Б. Пьяццетты и П. Лонги). Здесь получил развитие архитектурный пейзаж, т. н. ведута (Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто). Поэтические пейзажи Ф. Гварди предвосхищали пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев XIX в. Гравюры Дж. Б. Пиранези отразили усиление классицистических тенденций.
В архитектуре Италии начала XIX в. получили развитие принципы классицизма. Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) реконструировались в классицистическом духе. Классицизм в изобразительном искусстве отсталой феодальной Италии был лишён гражданственного пафоса и приобрёл академический характер (скульптура А. Кановы). С подъёмом национально- освободительного движения в живописи сложилось романтическое направление (портреты и исторические сцены Ф. Айеса, жанровые композиции братьев Индуно). В живописи неаполитанских мастеров (т. н. школа Позиллипо) усилились пленэрные искания. В живописи Тосканы 1860-х гг. сложилось реалистическое направление (сцены национально-освободительной борьбы, портреты и пейзажи живописцев Т. Синьорини, Дж. Фаттори, прозванных маккьяйоли, бытовые сцены С. Леги). Влияние импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и скульптора М. Россо. После объединения страны (1870), усиления развития промышленности развернулось широкое строительство, особенно в промышленных и портовых городах (Турин, Милан, Неаполь), начались градостроительные работы в Риме. В архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в результатах национально- освободительного движения и недовольство укладом жизни капиталистического общества нашли отражение в направлении веризма, сложившегося в конце XIX в. (скульптор В. Вела).
В искусстве Италии XX в. прогрессивные художественные тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с господствующими официальными и модернистскими течениями. В архитектуре начала XX в. сложился стиль "модерн" с характерными для него причудливостью композиции и вычурностью декора (архитекторы Э. Базиле и Р. Д'Аронко). Получила распространение утопическая, но не лишённая рациональных градостроительных идей "футуристическая архитектура" (архитектор А. Сант-Элиа). В период фашистской диктатуры (1922-43) в архитектуре Италии сложился неоклассицизм со свойственными ему чертами исторического стилизаторства и холодной парадности (М. Пьячентини). В борьбе с официальным направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж. Терраньи). Использование современных строительных материалов, смелые конструктивные и пространств, решения, инженерная логика и эстетическая выразительность архитектурных форм отличают итальянскую архитектуру 50-70-х гг. (постройки Дж. Понти и П. Л. Нерви в Риме и Милане). Интересны работы группы БПР, в постройках которой современные архитектурные формы сочетаются с национальными традициями. Современные градостроительные задачи решаются с учётом исторически сложившейся застройки итальянских городов. Обычно новые жилые массивы возникают на их окраинах. Принципы органической архитектуры с присущей ей игрой свободно сопоставленных пластических объёмов часто используются при строительстве частных вилл.
В начале XX в. итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали портреты и ню, в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие мира. Представители футуризма, сложившегося в Италии в начале 1910-х гг., стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи (живописец и скульптор У. Боччони, живописцы К. Карра, Дж. Северини и др.). В работах мастеров "метафизической живописи " (конца 1910-х - начала 1920-х гг.) проявились неоклассической тенденции (натюрморты Дж. Моранди, портреты Ф. Казорати, пейзажи Дж. Де Кирико). Обращение ряда художников к традициям искусства этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись М. Кампильи, скульптура М. Марини). Монумент росписи художников группы "Новеченто" (М. Сирони и др.), выражающие идеологию фашизма, сочетали приёмы авангардистских художественных течений с напыщенной риторикой. В конце 20-х - начале 30-х гг. официальному фашистскому направлению в искусстве противостоял ряд художественных группировок ("Римская школа", "Корренте" и др.), члены которых призывали к "свободе творчества", выражая социальный протест в драматически-экспрессивных формах (работы Шипионе, Р. Гуттузо). С конца 40-х гг. достигло расцвета окрепшее в борьбе с фашизмом направление неореализма (живопись и графика Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Дж. Мелони, Дж. Дзигаины), для которого характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, демократизм и героическая приподнятость образов, выразительность художественного языка (Дж. Манцу, Э. Греко). Реалистическое направление в искусстве Италии 60-80-х гг. развивается в условиях напряжённой борьбы с модернистскими течениями (живопись Р. Биролли, Э. Морлотти, М. Реджани, А. Бурри, скульптура А. Виани, П. Консагры и др.).
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, Л-М., 1966-73; ВИИ, т. 1, 2 (кн. 1)-6 (кн. 1), М., 1956-65; М. В. Алпатов, Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л., 1939; Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. (1520-1590), М., 1956; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-3, М., 1956-79; В. В. Горяинов, Современное искусство Италии, М., 1967; Р. А. Кацнельсон, Современная архитектура Италии, 2 изд., М., 1983; Venturi A., Storia dell'arte italiana, v. 1 -11, Mil., 1901-40; Delogu G., Italienische Baukunst..., Z., (1947); Galetti U., Camesasca E., Encyclopedia della pittura italiana, [v. 1-3], Mil., [1951]; D'Ancona P., Wittgens F., Gengaro M., Storia dell'arte italiana, v. 1-3, Firenze, [1953-54]; Briggs M. S., The architecture in Italy..., L.-N. Y., [1961]; Pittura italiana, v. 1-4, Mil., 1959-60; Pope-Hennessy J., An introduction to Italian sculpture, pt. 1-3, L., 1955-62; Ghilardi C., Melani V., Italian contemporary art, Pistoia, 1973.