Великобритания
- Просмотров: 36480
Великобритания, государство в Западной Европе
Великобритания (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, государство в Западной Европе, на многочисленных островах, в том числе в северо-восточной части острова Ирландия. На территории Великобритании сохранились крупнейшие мегалитические комплексы энеолита и бронзового века (Стонхендж, Эйвбери), остатки римских построек I-V вв., памятники искусства кельтов, пиктов, англосаксов. К VII-X вв. относятся церкви, восходящие к народным каркасным постройкам (в Эрлс-Бартоне, около 980-1000), и миниатюры с причудливым плетёным орнаментом, включающим стилизованные фигуры животных. Вторжение нормандцев (1066), сложение в Великобритании централизованного феодального государства обусловили развитие в XI-XII вв. романского стиля: англо-нормандские храмы (в Норидже, Уинчестере) с вытянутыми в длину нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями; башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне); миниатюры второй половины X-XII вв. (в том числе уинчестерской школы) с энергичными криволинейными узорами, выполненные лёгким штрихом. С XII в. получила развитие готика (первые в Великобритании нервюрные своды возведены в соборе в Дареме, около 1130-33). Для готических построек Великобритании (соборы в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.) характерно сочетание простых и массивных вытянутых объёмов со всё возрастающим обилием декоративной резьбы на фасадах, усложнёнными узорами нервюрных сводов, смелыми декоративными и конструктивными эффектами ("раннеанглийская готика", конец XII - середина XIII вв.; "украшенная" готика, конец XIII - середина XIV вв.). Декоративное изящество отличает росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с каменными и гравированными на медных плитах фигурами. В эпоху поздней, так называемой перпендикулярной, готики (со второй половины XIV в.) нарастают светские и декоративные тенденции. Сложное переплетение веерообразных, сетчатых и звездчатых сводов в сочетании с применением уплощенной так называемой арки Тюдоров придаёт праздничность просторным интерьерам с большими окнами как в церковных, так и светских зданиях (капелла Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, банкетные залы, колледжи). В XIV в. появляется станковая, в том числе портретная, живопись. Тонкостью и изысканностью отличаются в Великобритании средневековое ткачество, вышивка, ковроделие, резьба по дереву и кости, ювелирное дело.
Эпоха Возрождения не породила в изобразительном искусстве и архитектуре Великобритании крупных явлений. В строительстве и бытовом укладе утвердилось стремление к рациональности и комфорту. Однако ренессансные формы, воспринятые главным образом из Германии и Нидерландов, не получили здесь широкого применения. В эпоху Возрождения на основе местных традиций сложился тип центрического дома-усадьбы с двусветным холлом и галереей, сохранившийся и поныне. Его отличают гибкая свобода композиции, органическая связь с природой, искусное применение в строительстве и отделке дерева, камня и фахверка. Те же черты присущи и замкам-дворцам, заимствовавшим вместе с тем и некоторые особенности итальянского и нидерландского зодчества. В живописи XVI-XVII вв. главную роль играл портрет. Традиции портретного искусства приезжавшего в Великобританию Х. Хольбейна Младшего развивали миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер. Их произведения соединяли тонкость техники с вдумчивой портретной характеристикой, поэзией и изысканной декоративностью изображений. Тип парадного аристократического портрета XVII в., привнесённый жившими в Великобритании иностранными живописцами А. Ван Дейком, П. Лели и Г. Неллером, приобрёл у их английских последователей (У. Добсона, Дж. Райли) большую объективность, строгость и простоту.
В архитектуре Великобритании с начала XVII в. получил распространение классицизм, исходной точкой развития которого явились классически ясные постройки И. Джонса, опиравшегося на наследие А. Палладио (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22). Компромиссность Английской буржуазной революции XVII в., сохранившей монархию и привилегии дворян, наложила отпечаток на английскую культуру XVII-XVIII вв., которой в значительной степени были свойственны и буржуазные, и аристократические черты. В архитектуре английского классицизма практичность и удобство сочетались с импозантностью и строгой сдержанностью форм. Городские ансамбли эпохи классицизма (Гринвичский госпиталь, 1616-1728, архитектор К. Рен и др., Фицрой-сквер, около 1790-1800, архитекторы Р. и Дж. Адам, - в Лондоне; площадь Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, архитектор Р. Адам) отличались строгой торжественностью и композиционной логикой. Величественной стройностью, разнообразием пространственных решений и богатством классических архитектурных мотивов выделялись церковные постройки (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 другие церкви, построенные К. Реном после пожара 1666 в Лондоне), общественные здания (библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, архитектор Дж. Гиббс), ряд усадебных и городских домов. Высокого уровня достигли планировка и убранство интерьеров. Во второй половине XVIII в. Великобритания стала родиной псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чеймберс), естественная живописность которых отвечала характерной для эпохи сентиментализма тяге к природе.
В изобразительном искусстве XVIII в. сказывалось воздействие идей Просветительства, проявившихся наиболее полно в творчестве У. Хогарта. Его яркие демократические взгляды выразились как в правдивых, жизнеутверждающих портретах, так и в исполненных едкой социальной сатиры картинах и гравюрах на современные темы. Высокого расцвета достигло искусство портрета, в котором барочные традиции, тенденции классицизма и предромантизма сочетались с реалистическими чертами. Наиболее крупные портретисты - Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, Г. Ребёрн, Дж. Опи - искусно сочетали парадную импозантность с интимной естественностью и одухотворённостью образов, точностью социальной и индивидуальной характеристики, виртуозной лёгкостью и свободой живописи. Внешне эффектные портреты создавали Дж. Ромни, Т. Лоренс и др. Во второй половине XVIII в. сложились национальная школа пейзажа (отмеченные романтическими чертами поэтические работы Гейнсборо, пейзажи Р. Уилсона, Дж. Крома, акварелистов Дж. Р. Козенса, Т. Гёртина) и проникнутая идиллическими, а порой и романтическими нотами жанровая живопись (Дж. Морленд, Дж. Райт). В XVIII - первой половине XIX вв. важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гилрей, Т. Роулендсон) и репродукционная гравюра. Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Высокого расцвета достигло в XVII-XVIII вв. декоративно-прикладное искусство: отличающаяся изяществом и удобством мебель Т. Чиппендейла, Т. Шератона, строгие и изысканные фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе, шпалеры мануфактуры в Мортлейке, изделия фарфоровых заводов в Боу, Чёлси, Вустере, Дерби, нарядные изделия из серебра с тонкой чеканкой и гравировкой.
Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. превратил многие города Великобритании в огромные индустриально-торговые центры с беспорядочно разбросанными коробками фабрик, доками и трущобами. Облик городской застройки определялся однообразными рядами экономичных, мрачных и перенаселённых кирпичных домов с двухъярусными квартирами. Разработка сложных металлических конструкций для мостов и перекрытий (инженеры Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлический каркас со стеклянным заполнением в "Хрустальном дворце" на Всемирной выставке в Лондоне (1851, архитектор Дж. Пакстон) подготавливали рациональные строительные методы новой архитектуры. Однако главное внимание уделялось парадной застройке городских центров и буржуазные кварталов. Классицизм и романтическое увлечение экзотикой вскоре сменились двумя основными стилизаторскими направлениями - неоклассицизмом (Британский музей в Лондоне, 1823-47, архитекторы Р. и С. Смёрк) и неоготикой (см. Псевдоготика; парламент в Лондоне, 1840-68, архитекторы Ч. и Э. Бэрри, О. Пьюджин), а затем и эклектизмом.
В первой половине XIX в. наряду с романтиками-фантастами - графиком У. Блейком и живописцем У. Тёрнером, пейзажи которого отмечены смелыми колористическими исканиями, выделяются родоначальник демократического по направленности пленэрного (см. Пленэр) реалистического пейзажа Дж. Констебл, пейзажист и исторический живописец Р. П. Бонингтон, мастер демократической жанровой живописи Д. Уилки. В середине XIX в., в период господства салонно-академического искусства, Ф. М. Браун и прерафаэлиты (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) стремятся вернуться к искренности и "духовности" средневекового и раннеренессансного искусства. Характерная для прерафаэлитов утонченная декоративная стилизация приобретает у их последователей черты декадентства (график О. Бёрдсли). Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс) стремятся внести эстетическое начало в современный быт, противопоставить обезличенной машинной продукции ручное ремесло (мебель, ткани, витражи, оформление книг и интерьеров, выполненные мастерскими У. Морриса). Одновременно идут поиски рациональной простоты и уюта в архитектуре жилища, главным образом загородных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Жанровая живопись Великобритании во второй половине XIX в. несёт печать сентиментальности и литературной занимательности (У. Фрит, X. Херкомер). Более живое чувство современности присуще офортам С. Хейдена, а также творчеству шотландских художников - жанриста У. Мак-Таггарта и натюрмортиста У. Макгрегора (см. также Шотландия). Близкий к импрессионизму американский живописец Дж. Уистлер, работавший в Великобритании, привнёс в английскую живопись второй половины XIX в. острую реалистическую наблюдательность, изысканную цветовую гармонию. К технике импрессионизма обращались в своих жанровых композициях У. Сиккерт и У. Стир.
В XX в. хаотический рост городов и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой породили новые тенденции в градостроительстве: Э. Хоуард и Р. Ануин впервые выступили с идеями городов-садов (Лечуорт, начат в 1902) и городов-спутников, П. Геддес и Л. П. Аберкромби создали проекты комплексной планировки промышленных районов. В начале XX в. наряду с представителями неоклассицизма (Э. Паченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший) выступали инициаторы стиля "модерн" и рационализма (Ч. Р. Макинтош), а в 20-30-х гг. - и функционализма (М. Фрай, О. Уильяме). После второй мировой войны 1939-45 реконструированы разрушенные городские районы (чётко функционально организованный центр г. Ковентри, с 1946, архитектор Д. Гибсон, А. Линг). Принцип микрорайонирования использовался до середины 60-х гг. при создании свободных и разнообразных по планировке жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, архитектор Ф. Гибберд и др.), органически вписанных в природную среду. Выстроен ряд строгих, рациональных по композиции промышленных и транспортных сооружений, общественно-торговых и деловых центров, научных и учебных заведений. Среди построек выделяются Королевский концертный зал в Лондоне (1949-51, архитекторы Р. Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, архитектор Б. Спенс). Реализации градостроительных проектов (например, плана реконструкции и развития Лондона, предложенного Л. П. Аберкромби) препятствуют частное землевладение и стихийный рост городов.
В искусстве XX в. расцвет реалистической портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин) сочетался с рождением новых авангардистских (см. Авангардизм) течений, идущих от фовизма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённо-утонченной фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш) или абстрактному искусству (Б. Николсон). К сюрреализму и абстракции эволюционировал скульптор Г. Мур, создавший и ряд жизненно-выразительных, пластически целостных символических образов. В 30-х гг. возникли группы художников, связанные с пролетариатом и антифашистской борьбой. В 50-х гг. сформировалась группа "социальных реалистов". Графики А. П. Хогарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри и др. создали ряд реалистических произведений, многие из которых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в том числе рабочего класса. Суровые стороны жизни рядовых англичан отражены в картинах Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби. См. также Шотландия, Уэльс.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, Л.-М., 1966-73; Б. Р. Виппер, Английское искусство. Краткий исторический очерк, М., 1945; А. В. Иконников, Современная архитектура Англии, Л., 1958; The Oxford history of English art, ed. by T. S. R. Boase, v. 1-11, Oxf., 1949-78 (серия); Wilson S., British art: from Holbein to the present day, L., 1979.