Музеи художественные
- Просмотров: 56191
Музеи художественные, научно-просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также памятников архитектуры.
История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквах и монастырях средневековой Европы.
Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: к XVI в. восходит история создания старейших художественных музеев (Уффици, Прадо, Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.). Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX в., когда они стали доступны для широкой публики (Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Тейт галерея в Лондоне, Баварские государственные собрания картин в Мюнхене). В России хранилищами произведений искусства в эпоху средневековья были ризницы церквей, соборов и монастырей (например, Троице-Сергиевой лавры). С XVI в. создавалась коллекции Оружейной палаты в Москве. В XVII в. художественные произведения собирали образованные бояре - В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале XVIII в. Пётр I положил начало организации музеев, в которых (например, в Кунсткамере в Петербурге) коллекции художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в XVIII в. во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге) и дворянской знати (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В XIX в. наряду с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично открытыми для публики, начали функционировать общедоступные художественные музеи: Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, отделение изящных искусств при Румянцевском музее и Третьяковская галерея в Москве, Радищевский музей в Саратове и др. В 1912 в Москве открылся Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). После Октябрьской революции 1917 художественные музеи значительно пополнились за счёт национализации частных собраний и экспедиционно-собирательной деятельности; были открыты многие новые художественные музеи. Структура, организация и деятельность художественных музеев определяются прежде всего характером коллекции. В СССР по составу коллекций художественные музеи разделяются на музеи русского и советского искусства (Третьяковская галерея, Русский музей), музеи национального искусства союзных республик (Музей украинского изобразительного искусства УССР в Киеве), музеи зарубежного искусства (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), музеи народного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Музей народного искусства в Москве); имеются музеи художественных промыслов (в Палехе, Мстёре), а также музеи, хранящие произведения одного художника (Музей скульптуры С. Т. Конёнкова в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произведениями изобразительного искусства обладает собранием предметов материальной культуры, оружия, костюмов и пр.
Основные задачи научной деятельности художественных музеев в СССР - изучение и систематизация коллекций - находят отражение в публикациях полных каталогов произведений, хранящихся в музее, и других научных и научно-популярных изданиях. Художественные музеи организуют научные сессии, посвященные итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам. В 60-80-х гг. широко развивается выставочная деятельность художественных музеев. Выставки, подготовленные совместно с другими музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами, имеют значительный научный и познавательный интерес, способствуют укреплению дружеских связей между народами (см. также Выставки художественные).
Основными формами научно-популяризаторской работы советских художественных музеев, направленной на эстетическое воспитание трудящихся, являются экскурсии, лекции, беседы на предприятиях, занятия со школьниками в кружках и изостудиях. В СССР насчитывается более 150 художественных музеев (с филиалами), посещаемость которых постоянно возрастает. Четыре крупнейших художественных музея СССР - Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей - принимают свыше 8 миллионов посетителей в год.
Художественные музеи, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, должны включать экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку, фототеку, фотолабораторию и др. Экспозиция художественных музеев строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства; нередко она имеет комплексный характер - в залах вместе экспонируются произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства (как, например, в Эрмитаже, за рубежом - в Национальной галерее в Праге, в Метрополитен-музее). В некоторых музеях экспозиция строится частично (например, в Лувре) или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.
Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи XVI-XVIII вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот). В XIX в. складывается типология музейного здания (например, Старый музей в Берлине, 1824-28, архитектор К. Ф. Шинкель), в котором, как и в специально приспособленных для художественных музеев дворцах (Лувр), залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. Фасады подобных зданий нередко отделывались в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры - в стиле экспонируемых произведений искусства (здания Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Национальной галереи искусства в Вашингтоне и др.). В зданиях художественных музеев, построенных в 60-70-х гг. XX в., применяются разнообразные архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями и климатическими условиями, размещать часть экспозиции (например, скульптуру) на открытом воздухе (Музей В. Лембрука в Дуйсбурге, 1964, архитектор М. Лембрук). Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений; их планировка часто предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов. Во многих художественных музеях применяется искусственное верхнее освещение с подсветом отдельных произведений.
Разновидностью художественных музеев являются музеи архитектуры, некоторые из которых, сходные по структуре с художественными музеями, хранят, экспонируют и изучают различные материалы по истории архитектуры какой-либо страны или её регионов (например, Музей архитектуры имени А. В. Щусева в Москве), а другие организованы на базе отдельных памятников архитектуры или их комплексов. Последние могут иметь форму так называемых парков-музеев или музеев под открытым небом, где собраны перевезённые из различных мест памятники национального деревянного зодчества ("Скансен" в Стокгольме, Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге и др.), либо музеев-заповедников, хранящих и экспонирующих памятники архитектуры совместно с произведениями современного им изобразительного (монументального и станкового) и декоративно-прикладного искусства (например, Загорский историко- художественный музей-заповедник, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник).
Лит.: В. И. Ревякин; Художественные музеи, М., 1974; Museums of the world, 3 ed., Mьnch., 1981