+1#Описание картины Георг Кристоф Гроот: Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком (1743) —
Третьяковская галерея29.01.2014 15:11
Портрет императрицы Елизаветы Петровны представляет собой небольшое изящное декоративное произведение. Это особый тип парадного императорского портрета, характерный для творчества Г.Х. Гроота. Императрица изображена в форме офицера Преображенского полка, первого полка новой русской гвардии, основателем которой был Петр I. Однако в трактовке немецкого живописца Елизавета выступает не столько в роли воинственной государыни, являющейся олицетворением величия и мощи империи, сколько в виде кокетливой светской дамы, облачившейся в мужской костюм и выехавшей на верховую прогулку в сопровождении причудливо наряженного слуги-арапчонка. Условно написанная пышная листва деревьев, парковая скульптура, водоем на дальнем плане придают пейзажу декоративный характер. Водная гладь и корабль вызывают в памяти российский флот – любимое детище Петра I, но на портрете это выглядит скорее как парковый пруд с прогулочной яхтой. Повышенную декоративность придает картине колорит, построенный на переливах голубовато-зеленых и сиренево-розовых тонов. Торжественная помпезность традиционного парадного императорского портрета уступает место грациозной игре, свойственной искусству рококо с его любовью к перевоплощениям и тягой к изящной, легкой театрализации. Суровый воинственный пафос конного императорского портрета оборачивается изящной костюмированной сценкой.
Комментарии
Императрица изображена в форме офицера Преображенского полка, первого полка новой русской гвардии, основателем которой был Петр I. Однако в трактовке немецкого живописца Елизавета выступает не столько в роли воинственной государыни, являющейся олицетворением величия и мощи империи, сколько в виде кокетливой светской дамы, облачившейся в мужской костюм и выехавшей на верховую прогулку в сопровождении причудливо наряженного слуги-арапчонка .
Условно написанная пышная листва деревьев, парковая скульптура, водоем на дальнем плане придают пейзажу декоративный характер. Водная гладь и корабль вызывают в памяти российский флот – любимое детище Петра I, но на портрете это выглядит скорее как парковый пруд с прогулочной яхтой.
Повышенную декоративность придает картине колорит, построенный на переливах голубовато-зеле ных и сиренево-розовы х тонов.
Торжественная помпезность традиционного парадного императорского портрета уступает место грациозной игре, свойственной искусству рококо с его любовью к перевоплощениям и тягой к изящной, легкой театрализации. Суровый воинственный пафос конного императорского портрета оборачивается изящной костюмированной сценкой.