+2#Описание картины: Портрет А.С. Пушкина (Орест Кипренский) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 13:23
Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, Орест Адамович Кипренский написал лучший портрет А.С. Пушкина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от Антона Дельвига. Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург - проездом из Москвы в Михайловское - приехал и А.С. Пушкин. У них был общий круг знакомств. По преданию, в доме одного из общих знакомых - Н.Д. Шереметева - и писался этот знаменитый портрет. Пушкин неплохо знал творчество Кипренского: несколькими годами раньше Кипренский писал портреты людей пушкинского окружения - В.А. Жуковского, К. Батюшкова, П.А. Вяземского, И.А. Крылова, П.П. Гнедича.
Несомненно, что во время сеансов позирования художник и поэт беседовали. Сейчас, конечно, трудно сказать, о чем именно, но можно предположить, что об Италии, об искусстве древнем и новом.
Первое впечатление от портрета - впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне - изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты.
«Портрет А.С. Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение его лица) заявляли, что никакого сходства нет. Федор Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал Пушкину из Петрозаводска: «У меня есть Ваш портрет (имеется в виду снятая с него гравюра – авт.), только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?» Карл Брюллов заметил, что Кипренский изобразил Пушкина «каким-то денди, а не поэтом». Такое недовольство «великого Карла» происходит, может быть, оттого, что сам он при изображении художников и поэтов отмечал их свободный порыв, раскованность, мятежную силу вдохновения, любил эффектные приемы композиции и цвета.
Люди, хорошо знавшие Пушкина, отмечали, что такое положение рук, как на портрете, не характерно для него. Русский писатель Н.В. Кукольник, например, высоко оценив достоинства портрета, счел нужным указать на отсутствие «пушкинской простоты» и несвойственность поэту «такого оборота тела и глаз». Но именно такая поза придает всему образу внутреннюю собранность и говорит о большом напряжении внутренних сил. Творческое прозрение самого Кипренского оказалось в этом портрете исключительно глубоким. Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег частностями, придал Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу. Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.
Однако споры среди искусствоведов не умолкают до сих пор. Некоторые современные исследователи видят в позе поэта, изображенного со скрещенными на груди руками, воплощение безмятежной гармонии. Они обозначают его состояние словом «прислушивается», это та самая минута, когда «стихи свободно потекут». Отмечают, что на смуглом лице поэта читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Однако литературовед В. Зименко находит в портрете некоторую напряженность позы поэта. Он замечает, что вся фигура поэта «натянута, как струна, лицо его сурово, глаза широко открыты и беспокойно (а не безмятежно!) всматриваются во что-то находящееся за пределами» картинной рамы.
Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей «высшей типичности», как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами:
+2#Описание картины «Портрет Александра Пушкина» —
Орест Кипренский22.01.2016 19:44
Описание картины Ореста Кипренского: Портрет Александра Пушкина.
Александра Сергеевича Пушкина заслуженно называют Солнцем Русской поэзии. И именно таким мы видим его на потрете работы Ореста Кипренского. Этот художник имел славу одного из лучших портретистов, и именно потому ему Антон Дельвиг заказал изобразить своего друга – великого поэта А.С. Пушкина. Современники находили, что потрет вполне реалистичен. Поэт изображён в сюртуке и накинутом на одно плечо плаще. Именно так тогда и одевались молодые люди по моде. Но освещение на картине подобрано так, что наиболее чётко выделяется не одежда, а голова Пушкина. Его лицо словно светится, оно отмечено печатью вдохновения. Кажется, что поэт обдумывает новое стихотворение. В то же время в лице поэта ощущается тревога, это заметно по напряжённо сжатым губам. Взгляд поэта скорее грустный, в нём не прочитаешь безмятежности. Но во всей позе присутствует покорность и спокойствие. Это видно по скрещенным на груди изящным рукам. Невозможно не заметить в углу портрета фигурку музы. У бронзовой статуэтки в руках лира. Это именно та муза, о которой Пушкин не единожды упоминал в стихах. Кипренский этим хотел показать, что поэт и его вдохновение – не разлучаются никогда. Поскольку портрет был написан ещё при жизни гения, то остались и сведения о том, как оценил его сам поэт. Пушкин находил, что художник приукрасил его облик. Однако талант истинного портретиста состоит не в том, чтобы передать все черты лица с фотографической точностью, а в том, чтобы изобразить духовный мир человека. Поэтому спустя долгие века и годы мы видим, насколько одухотворён Пушкин, как сияет озарением его лицо. Кипренский донёс до потомков именно то, что мы должны знать о великом русском поэте. Ведь судить о том, как выглядел Пушкин, мы можем только по его портретам. Остальное – в стихах и прозе гения.
Комментарии
Несомненно, что во время сеансов позирования художник и поэт беседовали. Сейчас, конечно, трудно сказать, о чем именно, но можно предположить, что об Италии, об искусстве древнем и новом.
Первое впечатление от портрета - впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне - изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты.
«Портрет А.С. Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим , кто помнил необычайно изменчивое выражение его лица) заявляли, что никакого сходства нет. Федор Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал Пушкину из Петрозаводска: «У меня есть Ваш портрет (имеется в виду снятая с него гравюра – авт.), только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?» Карл Брюллов заметил, что Кипренский изобразил Пушкина «каким-то денди, а не поэтом». Такое недовольство «великого Карла» происходит, может быть, оттого, что сам он при изображении художников и поэтов отмечал их свободный порыв, раскованность, мятежную силу вдохновения, любил эффектные приемы композиции и цвета.
Люди, хорошо знавшие Пушкина, отмечали, что такое положение рук, как на портрете, не характерно для него. Русский писатель Н.В. Кукольник, например, высоко оценив достоинства портрета, счел нужным указать на отсутствие «пушкинской простоты» и несвойственност ь поэту «такого оборота тела и глаз». Но именно такая поза придает всему образу внутреннюю собранность и говорит о большом напряжении внутренних сил. Творческое прозрение самого Кипренского оказалось в этом портрете исключительно глубоким. Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег частностями, придал Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу. Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.
Однако споры среди искусствоведов не умолкают до сих пор. Некоторые современные исследователи видят в позе поэта, изображенного со скрещенными на груди руками, воплощение безмятежной гармонии. Они обозначают его состояние словом «прислушивается », это та самая минута, когда «стихи свободно потекут». Отмечают, что на смуглом лице поэта читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Однако литературовед В. Зименко находит в портрете некоторую напряженность позы поэта. Он замечает, что вся фигура поэта «натянута, как струна, лицо его сурово, глаза широко открыты и беспокойно (а не безмятежно!) всматриваются во что-то находящееся за пределами» картинной рамы.
Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей «высшей типичности», как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз.
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз...»
Александра Сергеевича Пушкина заслуженно называют Солнцем Русской поэзии. И именно таким мы видим его на потрете работы Ореста Кипренского. Этот художник имел славу одного из лучших портретистов, и именно потому ему Антон Дельвиг заказал изобразить своего друга – великого поэта А.С. Пушкина.
Современники находили, что потрет вполне реалистичен. Поэт изображён в сюртуке и накинутом на одно плечо плаще. Именно так тогда и одевались молодые люди по моде. Но освещение на картине подобрано так, что наиболее чётко выделяется не одежда, а голова Пушкина. Его лицо словно светится, оно отмечено печатью вдохновения. Кажется, что поэт обдумывает новое стихотворение.
В то же время в лице поэта ощущается тревога, это заметно по напряжённо сжатым губам. Взгляд поэта скорее грустный, в нём не прочитаешь безмятежности. Но во всей позе присутствует покорность и спокойствие. Это видно по скрещенным на груди изящным рукам.
Невозможно не заметить в углу портрета фигурку музы. У бронзовой статуэтки в руках лира. Это именно та муза, о которой Пушкин не единожды упоминал в стихах. Кипренский этим хотел показать, что поэт и его вдохновение – не разлучаются никогда.
Поскольку портрет был написан ещё при жизни гения, то остались и сведения о том, как оценил его сам поэт. Пушкин находил, что художник приукрасил его облик. Однако талант истинного портретиста состоит не в том, чтобы передать все черты лица с фотографической точностью, а в том, чтобы изобразить духовный мир человека. Поэтому спустя долгие века и годы мы видим, насколько одухотворён Пушкин, как сияет озарением его лицо. Кипренский донёс до потомков именно то, что мы должны знать о великом русском поэте. Ведь судить о том, как выглядел Пушкин, мы можем только по его портретам. Остальное – в стихах и прозе гения.