0#Описание картины «Север» —
Куинджи Архип Иванович24.01.2016 11:59
Описание картины Архипа Куинджи: Север.
Замысел этой картины восходит еще к 1872 году, когда русский художник задумал создать цикл картин, объединенных общей темой – изображением суровой северной природы. Первые две картины цикла – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» – создавались Куинджи, находящимся под впечатлением от поездки в суровые края. На фоне этих шедевров написанный спустя шесть лет «Север» выглядит каким-то завершающим акцентом, без которого цикл воспринимался как незавершенный. Судя по всему, Куинджи осознавал это и потому для своего последнего полотна подобрал название, не содержащее географической привязки. Картина представляет собой изображение бесконечной уходящей вдаль равнины, обозревать которую художник предлагает с высоты птичьего полета. На переднем плане мы видим несколько сиротливых сосен – известный мотив, вызывающий в памяти знакомые со школьной скамьи стихи Лермонтова. Вдали же мерцают – именно мерцают, другой глагол подобрать нельзя – бесконечные леса, которые то появляются, то опять исчезают в неверном тумане. Они могут создавать ощущение некой тайны, которая так просто не раскрывается перед вопрошающим зрителем. Львиную долю полотна занимает изображение сероватого неба, тем самым Куинджи отдает дань извечной теме – противоборству двух стихий. Художник поэтизирует северную природу, демонстрируя собственное отношение к ней: полотно проникнуто любовью к суровым краям. В то же время это чувство смешивается с ощущением величия, неподвластности природы человеку. Как и предыдущие полотна, «Север» хранится в Третьяковской галерее. Его неслучайно иногда называют итоговым полотном художника, ведь после его создания, как известно, Куинджи отошел от описания северной природы. На долгое время его захватит юг России, но это уже совсем другая история.
Комментарии
Замысел этой картины восходит еще к 1872 году, когда русский художник задумал создать цикл картин, объединенных общей темой – изображением суровой северной природы.
Первые две картины цикла – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» – создавались Куинджи, находящимся под впечатлением от поездки в суровые края.
На фоне этих шедевров написанный спустя шесть лет «Север» выглядит каким-то завершающим акцентом, без которого цикл воспринимался как незавершенный. Судя по всему, Куинджи осознавал это и потому для своего последнего полотна подобрал название, не содержащее географической привязки. Картина представляет собой изображение бесконечной уходящей вдаль равнины, обозревать которую художник предлагает с высоты птичьего полета.
На переднем плане мы видим несколько сиротливых сосен – известный мотив, вызывающий в памяти знакомые со школьной скамьи стихи Лермонтова. Вдали же мерцают – именно мерцают, другой глагол подобрать нельзя – бесконечные леса, которые то появляются, то опять исчезают в неверном тумане. Они могут создавать ощущение некой тайны, которая так просто не раскрывается перед вопрошающим зрителем. Львиную долю полотна занимает изображение сероватого неба, тем самым Куинджи отдает дань извечной теме – противоборству двух стихий.
Художник поэтизирует северную природу, демонстрируя собственное отношение к ней: полотно проникнуто любовью к суровым краям. В то же время это чувство смешивается с ощущением величия, неподвластности природы человеку.
Как и предыдущие полотна, «Север» хранится в Третьяковской галерее. Его неслучайно иногда называют итоговым полотном художника, ведь после его создания, как известно, Куинджи отошел от описания северной природы. На долгое время его захватит юг России, но это уже совсем другая история.