+1#Описание картины «Призраки» —
Борисов-Мусатов Виктор19.12.2015 09:07
Описание картины Виктора Борисова-Мусатова: Призраки.
Эта картина является завершающим штрихом к саратовскому циклу художника, написанному в Зубриловке в период между 1902 и 1903 годом. До этого Борис-Мусатов успел написать в усадьбе другие полотна («Водоем», «Дама у гобелена»), которые мотивно соотносились с «Признаками», уступая им по мощи создаваемого настроения. Как вспоминает жена художника, сама осенняя природа с ее тоскливыми днями способствовала созданию исполненных поэтической грусти полотен. Это же настроение переживала и некогда цветущая усадьба, которая в былые времена принимала Державина и Крылова, а сейчас находилась в запустении. Именно Зубриловка, а вернее, ее южная сторона, была запечатлена в «Призраках». Полотно изображает удаляющиеся полупрозрачные фигуры женщин. На лице одной из них запечатлено печальное молчание, понимание невозможности выразить внутреннюю драму словами. Вообще, женщина в понимании философов и литераторов Серебряного века олицетворяла «Душу Мира», некую трансцендентную сущность. В данном полотне женщины не лишены черт таинственности, однако основной смысл, вкладываемый в их образы, другой: прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, «железного» века. Нечто подобное испытывали и герои «Вишневого сада» А. Чехова… Из-за тематики своих произведений художник прослыл «певцом дворянских гнезд», а его полотна называли лирическим дневником умирающей прежней России. Художественная манера Борисова-Мусатова оказывается близкой стилю живописцев XVIII века (Рокотова, например), и символистов изображением мира, как некой дымки, легкой завесы над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются черты не только признаков, но и самой усадьбы. Все это создает впечатление миражности, зыбкости полотна. Кажется, что под изображением кроется еще одна реальность, однако и она сама не прочнее газовой ткани.
Комментарии
Эта картина является завершающим штрихом к саратовскому циклу художника, написанному в Зубриловке в период между 1902 и 1903 годом. До этого Борис-Мусатов успел написать в усадьбе другие полотна («Водоем», «Дама у гобелена»), которые мотивно соотносились с «Признаками», уступая им по мощи создаваемого настроения. Как вспоминает жена художника, сама осенняя природа с ее тоскливыми днями способствовала созданию исполненных поэтической грусти полотен. Это же настроение переживала и некогда цветущая усадьба, которая в былые времена принимала Державина и Крылова, а сейчас находилась в запустении. Именно Зубриловка, а вернее, ее южная сторона, была запечатлена в «Призраках».
Полотно изображает удаляющиеся полупрозрачные фигуры женщин. На лице одной из них запечатлено печальное молчание, понимание невозможности выразить внутреннюю драму словами. Вообще, женщина в понимании философов и литераторов Серебряного века олицетворяла «Душу Мира», некую трансцендентную сущность.
В данном полотне женщины не лишены черт таинственности, однако основной смысл, вкладываемый в их образы, другой: прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, «железного» века. Нечто подобное испытывали и герои «Вишневого сада» А. Чехова… Из-за тематики своих произведений художник прослыл «певцом дворянских гнезд», а его полотна называли лирическим дневником умирающей прежней России.
Художественная манера Борисова-Мусато ва оказывается близкой стилю живописцев XVIII века (Рокотова, например), и символистов изображением мира, как некой дымки, легкой завесы над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются черты не только признаков, но и самой усадьбы. Все это создает впечатление миражности, зыбкости полотна. Кажется, что под изображением кроется еще одна реальность, однако и она сама не прочнее газовой ткани.