+3#Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова» (1773) —
Третьяковская галерея29.01.2014 14:48
На портрете Прокофия Акинфиевича Демидова, одной из лучших ранних работ Д.Г. Левицкого, запечатлен щедрый благотворитель и меценат, богач, опекун Московского Воспитательного дома для сирот. Герой парадного портрета изображен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на расположенное на дальнем плане здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. Левой рукой Демидов опирается на лейку, рядом с которой – раскрытая книга и луковицы редких растений, объясняющие круг его просвещенных научных занятий. Левицкий умело пользуется языком аллегорий, иносказаний для воплощения просветительской идеи о возможности человека творить общественное благо, обращаться к благородным, возвышенным занятиям, не занимая официальных государственных постов. В основе этого лежат представления о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом.
+1#Описание картины «Портрет Демидова» —
Левицкий Дмитрий Григорьевич28.01.2016 15:28
Описание картины Дмитрия Левицкого: Портрет Демидова.
Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого, и взгляд, и костюм, и, естественно, фон. Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал. Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде. Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами. Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег. Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.
Комментарии
Герой парадного портрета изображен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на расположенное на дальнем плане здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. Левой рукой Демидов опирается на лейку, рядом с которой – раскрытая книга и луковицы редких растений, объясняющие круг его просвещенных научных занятий.
Левицкий умело пользуется языком аллегорий, иносказаний для воплощения просветительско й идеи о возможности человека творить общественное благо, обращаться к благородным, возвышенным занятиям, не занимая официальных государственных постов. В основе этого лежат представления о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом.
Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого , и взгляд, и костюм, и, естественно, фон.
Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал.
Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде.
Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами.
Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег.
Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.