+3#Описани е картины Александра Иванова: Аппиева дорога —
Третьяковская галерея27.01.2014 12:22
Аппиева дорога – древнейшая дорога, связывающая Рим с южной Италией. Ее называют "дорогой катакомб", поскольку вдоль нее тянутся подземные галереи с усыпальницами, где хоронили христианских мучеников. В период гонений на христиан катакомбы использовались как убежища и места тайных богослужений. А.А. Иванов разворачивает величественную панораму древней безжизненной земли. Отсутствуют деревья, растительность – излюбленный мотив художника. Иванов выбрал момент, когда "поле превращалось в пламя, подобно небу" (Н.В. Гоголь). Огненно-бурая почва кажется выжженной, но не солнцем, а временем. Руины гробниц, которые Иванов моделирует плоским, почти прозрачным, лишенным физической осязаемости пятном, возникают как тени прошедших веков и культур. Рядом с ними изображенный на заднем плане купол Собора Святого Петра в Риме выглядит крошечной точкой, едва заметной на фоне гор и неба. Этот пейзаж – единственный, который А.А. Иванов называл "историческим". Он писал: "Если б вы видели место в хорошую погоду и при полном освещении, то не знаю, что другое понравилось бы вам после этого".
+1#Описание картины «Аппиева дорога при закате солнца» —
Иванов Александр Андреевич22.01.2016 11:31
Описание картины Александра Иванова: Аппиева дорога при закате солнца.
На пейзаже Александра Иванова главный элемент – это дорога. Она проходит по оранжевой от лучей заходящего солнца пустыне. Аппиева дорога ведёт в Рим. По краям её видны старинные гробницы, увенчанные памятными камнями. До города ещё далеко, он простирается где-то там, на дальнем плане. Он настолько далеко от зрителя, что его скрывает сизая дымка. И тем не менее в ней угадываются постройки, ближайшая из которых – древний акведук. В пустыне нет ничего, что помешало бы смотреть на эту городскую панораму. Оттого и создаётся такое впечатление, что зритель спешит по этой дороге добраться до Рима, чтобы увидеть там все эти постройки, и, пожалуй, уже не надо ему будет прятаться от солнца – оно уже заходит, а вот обрести ночлег – это необходимо. Кто-то из современников художника писал, что это творение будет воспринято как закат католицизма. Однако картина такого ощущения не оставляет. Наоборот, в просматривающихся издали постройках где-то на грани подсознания ощущаешь величие древнего античного города. И пусть это уже развалины того, языческого Рима, но над ними возвышается купол Петра, который достаточно отчётливо просматривается сквозь дымку. И скорее всего, он должен символизировать победу Христианства над язычеством. На самом дальнем плане видны горы. Это как раз символ вечности и несокрушимости, незыблемости природы. И пусть на самой картине нет героев, героем чувствует себя сам зритель, пере которым «даль видна». Эта та самая дорога, которую осилить может только идущий, а не размышляющий о том, как её преодолеть. Поэтому полотно воспринимается как позитивное. Оно наполнено солнцем и мягкими, типичными для заката, тенями. И пусть путь проходит между могилами, об этом как-то не думаешь, когда отправляешься в своё мысленное путешествие к Риму.
Комментарии
А.А. Иванов разворачивает величественную панораму древней безжизненной земли. Отсутствуют деревья, растительность – излюбленный мотив художника.
Иванов выбрал момент, когда "поле превращалось в пламя, подобно небу" (Н.В. Гоголь). Огненно-бурая почва кажется выжженной, но не солнцем, а временем. Руины гробниц, которые Иванов моделирует плоским, почти прозрачным, лишенным физической осязаемости пятном, возникают как тени прошедших веков и культур. Рядом с ними изображенный на заднем плане купол Собора Святого Петра в Риме выглядит крошечной точкой, едва заметной на фоне гор и неба.
Этот пейзаж – единственный, который А.А. Иванов называл "историческим". Он писал: "Если б вы видели место в хорошую погоду и при полном освещении, то не знаю, что другое понравилось бы вам после этого".
На пейзаже Александра Иванова главный элемент – это дорога. Она проходит по оранжевой от лучей заходящего солнца пустыне. Аппиева дорога ведёт в Рим.
По краям её видны старинные гробницы, увенчанные памятными камнями. До города ещё далеко, он простирается где-то там, на дальнем плане. Он настолько далеко от зрителя, что его скрывает сизая дымка. И тем не менее в ней угадываются постройки, ближайшая из которых – древний акведук.
В пустыне нет ничего, что помешало бы смотреть на эту городскую панораму. Оттого и создаётся такое впечатление, что зритель спешит по этой дороге добраться до Рима, чтобы увидеть там все эти постройки, и, пожалуй, уже не надо ему будет прятаться от солнца – оно уже заходит, а вот обрести ночлег – это необходимо.
Кто-то из современников художника писал, что это творение будет воспринято как закат католицизма. Однако картина такого ощущения не оставляет. Наоборот, в просматривающих ся издали постройках где-то на грани подсознания ощущаешь величие древнего античного города. И пусть это уже развалины того, языческого Рима, но над ними возвышается купол Петра, который достаточно отчётливо просматривается сквозь дымку. И скорее всего, он должен символизировать победу Христианства над язычеством.
На самом дальнем плане видны горы. Это как раз символ вечности и несокрушимости, незыблемости природы. И пусть на самой картине нет героев, героем чувствует себя сам зритель, пере которым «даль видна». Эта та самая дорога, которую осилить может только идущий, а не размышляющий о том, как её преодолеть.
Поэтому полотно воспринимается как позитивное. Оно наполнено солнцем и мягкими, типичными для заката, тенями. И пусть путь проходит между могилами, об этом как-то не думаешь, когда отправляешься в своё мысленное путешествие к Риму.