+4#Описание картины «Парад при Павле I» —
Александр Бенуа11.12.2015 16:32
Описание картины Александра Бенуа: Парад при Павле I.
В 1907 году Бенуа выполнял цикл работ на историческую тематику, в который входит и картина «Парад при Павле I». Это было связано с заказом издателя И. Н. Кнебеля для его «Русской истории в картинках». Помимо работ Бенуа книга содержала картины Добужиского, Серова и других мастеров кисти. Рассмотрим картину «Парад при Павле I». Полотно переносит зрителя в конец XVIII века, изображая марш солдат, одетых в мундирах прусского образца. На переднем плане запечатлен, сам император, взирающий несколько высокомерно на происходящее, в компании своих сыновей. Их фигуры несомненно перекликаются с бронзовым всадником, который виднеется вдалеке, рядом с недостроенным Михайловском замком. Внимание зрителя также привлекает фигура подданного, который в почтении и даже немом ужасе снял перед государем головной убор. Все в этой картине символично. Даже изображение шлагбаума, выведенного художником на передний план, далеко неслучайно. С одной стороны, эта деталь как бы отделяет зрителя от происходящего, создавая эффект миниатюрного театра. С другой стороны, шлагбаум как бы не выпускает императора. Тем самым художник показывает, что участь Павла I решена: ему суждено быть убитым в начале ХIХ века в Михайловском замке, который выглядит мрачным предзнаменованием. Отношение художника к императору было двойственное: для Бенуа образ Павла I наполнен одновременно рыцарским благородством и пронзительным безумием. Отметим, что выбор времени – рубежа двух веков – выглядит весьма симптоматичным для художника Серебряного века и не может объясняться только требованием заказа. В ушедших временах Бенуа как бы стремился найти ключ к пониманию того, каким путем должна идти Россия, – тема в общем-то весьма распространенная и актуальная для сумеречной эпохи ХIХ–ХХ веков. Возможно, это и помогло Бенуа так хорошо отобразить на полотне дух тех времен.
Комментарии
В 1907 году Бенуа выполнял цикл работ на историческую тематику, в который входит и картина «Парад при Павле I». Это было связано с заказом издателя И. Н. Кнебеля для его «Русской истории в картинках». Помимо работ Бенуа книга содержала картины Добужиского, Серова и других мастеров кисти.
Рассмотрим картину «Парад при Павле I». Полотно переносит зрителя в конец XVIII века, изображая марш солдат, одетых в мундирах прусского образца. На переднем плане запечатлен, сам император, взирающий несколько высокомерно на происходящее, в компании своих сыновей. Их фигуры несомненно перекликаются с бронзовым всадником, который виднеется вдалеке, рядом с недостроенным Михайловском замком.
Внимание зрителя также привлекает фигура подданного, который в почтении и даже немом ужасе снял перед государем головной убор.
Все в этой картине символично. Даже изображение шлагбаума, выведенного художником на передний план, далеко неслучайно. С одной стороны, эта деталь как бы отделяет зрителя от происходящего, создавая эффект миниатюрного театра. С другой стороны, шлагбаум как бы не выпускает императора. Тем самым художник показывает, что участь Павла I решена: ему суждено быть убитым в начале ХIХ века в Михайловском замке, который выглядит мрачным предзнаменованием.
Отношение художника к императору было двойственное: для Бенуа образ Павла I наполнен одновременно рыцарским благородством и пронзительным безумием. Отметим, что выбор времени – рубежа двух веков – выглядит весьма симптоматичным для художника Серебряного века и не может объясняться только требованием заказа.
В ушедших временах Бенуа как бы стремился найти ключ к пониманию того, каким путем должна идти Россия, – тема в общем-то весьма распространенна я и актуальная для сумеречной эпохи ХIХ–ХХ веков. Возможно, это и помогло Бенуа так хорошо отобразить на полотне дух тех времен.