+4#Описание картины: Корабельная роща (Иван Шишкин) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 14:27
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках, и все это, конечно, способствовало широкой известности художника. Но истинное значение его в русском искусстве от этого порой тускнело, суживалось.
Шишкин не облагораживал натуру в соответствии с эстетическими требованиями академизма. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему «я», он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве... Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники.
Шишкин, половину жизни проведшего в лесу, даже внешностью своей напоминал старика-лесовика. Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Колорит пейзажей Шишкина отличается изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав.
Картина «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника, была написана в 1898 году. На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительности - с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы... А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у Шишкина кажутся по-неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. Это полотно как будто напоминает «Сосновый бор», но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в «Сосновом бору» изображались целиком - полностью с небом над ними, то в «Корабельной роще» кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации Шишкин находит другой прием - привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.
«Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
0#Описание картины «Корабельная роща» —
Шишкин Иван Иванович27.02.2016 11:38
Описание картины Ивана Шишкина: Корабельная роща.
Данная картина показывает зрителю настоящий глубокий русский пейзаж, где густо и буйно поросло хвоей. Опушка леса, озаренная лучами летнего теплого солнца, радуется этому бесконечному теплу и свету. Золотой свет солнца коснулся крон, и, медленно уводя лучи, проник в глубь темноты леса. Когда смотришь на полотно, хочется сделать глубокий вдох, чтобы всей грудью ощутить этот терпкий и благоуханный аромат хвойного бора. Немного отвлекшись от леса, можно рассмотреть ручей, вытекающий из-за деревьев. Вода в нем прозрачная и теплая до самого дна. Этим всепоглощающим теплом пронизана каждая песчинка в ручье, каждая живая душа в лесу. Все в картине передано с максимальной точностью, так, что даже нет ярких образов или пятен, или места, на которое автор хотел бы обратить внимание зрителя. Это не каприз художника, это его реальность. Он считает, что природа должна изображаться в подлинных ее тонах и красках, потому что природа не терпит лжи и фальши. Зачем приукрашивать то, что от начала уже было идеальным? Ничего не дорисовывая, ничего не придумывая, автор просто передал увиденное, чтобы каждый сам мог дополнить или «дорисовать» картину в своем сознании. Такое ощущение создается, будто картина не завершена. Не присутствует разнообразие растительности, ведь ее и на самом деле нет в сосновом бору. При этом картина привлекает своего зрителя особенностями национального русского пейзажа. Своей не покоряемой мощью и величием, своим безграничным стремлением к высоте и простору. Гигантские размеры настоящего русского хвойного леса своей величиной поглощает все, что мельче или ниже. Глядя на картину, чувствуется невозмутимое спокойствие и тишина. Однако, немного она напоминает прежние его работы – «Сосновый бор» к примеру. Только в этой работе он не отвлекался на контрасты и детализацию, он внес в жизнь зрителя силу и непреклонность русского пейзажа, путем выдвижения стволов сосен на передний план.
Комментарии
Шишкин не облагораживал натуру в соответствии с эстетическими требованиями академизма. Природа для художника - само благородство, именно она может облагородить человека и непосредственно , и в воспроизведении ее искусством. Все современники и последующие поколения искусствоведов отмечали, что личность самого художника растворялась в природе в восторге от нее. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему «я», он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома. Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зеленой траве-мураве... Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Все на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники.
Шишкин, половину жизни проведшего в лесу, даже внешностью своей напоминал старика-лесовик а. Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Колорит пейзажей Шишкина отличается изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав.
Картина «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника, была написана в 1898 году. На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.
Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.
Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок, как нет их в сосновом лесу в действительност и - с его однообразной окраской зеленого убора деревьев и их стволов. Нет в картине и разнообразия растительных форм, как не встречается это и в сосновом бору, где царит только одна порода деревьев. Много еще чего нет, казалось бы... А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у Шишкина кажутся по-неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. Это полотно как будто напоминает «Сосновый бор», но разница между ними очень многозначительн а. Если деревья в «Сосновом бору» изображались целиком - полностью с небом над ними, то в «Корабельной роще» кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации Шишкин находит другой прием - привлечь внимание зрителя, противопоставля я то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.
«Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
Данная картина показывает зрителю настоящий глубокий русский пейзаж, где густо и буйно поросло хвоей. Опушка леса, озаренная лучами летнего теплого солнца, радуется этому бесконечному теплу и свету. Золотой свет солнца коснулся крон, и, медленно уводя лучи, проник в глубь темноты леса.
Когда смотришь на полотно, хочется сделать глубокий вдох, чтобы всей грудью ощутить этот терпкий и благоуханный аромат хвойного бора. Немного отвлекшись от леса, можно рассмотреть ручей, вытекающий из-за деревьев. Вода в нем прозрачная и теплая до самого дна. Этим всепоглощающим теплом пронизана каждая песчинка в ручье, каждая живая душа в лесу.
Все в картине передано с максимальной точностью, так, что даже нет ярких образов или пятен, или места, на которое автор хотел бы обратить внимание зрителя. Это не каприз художника, это его реальность. Он считает, что природа должна изображаться в подлинных ее тонах и красках, потому что природа не терпит лжи и фальши. Зачем приукрашивать то, что от начала уже было идеальным?
Ничего не дорисовывая, ничего не придумывая, автор просто передал увиденное, чтобы каждый сам мог дополнить или «дорисовать» картину в своем сознании. Такое ощущение создается, будто картина не завершена. Не присутствует разнообразие растительности, ведь ее и на самом деле нет в сосновом бору.
При этом картина привлекает своего зрителя особенностями национального русского пейзажа. Своей не покоряемой мощью и величием, своим безграничным стремлением к высоте и простору. Гигантские размеры настоящего русского хвойного леса своей величиной поглощает все, что мельче или ниже.
Глядя на картину, чувствуется невозмутимое спокойствие и тишина. Однако, немного она напоминает прежние его работы – «Сосновый бор» к примеру. Только в этой работе он не отвлекался на контрасты и детализацию, он внес в жизнь зрителя силу и непреклонность русского пейзажа, путем выдвижения стволов сосен на передний план.