+2# Описание картины: Мертвый Христос в гробу (Ганс Гольбейн Младший) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 12:01
В то время, когда Лукас Кранах писал портреты Мартина Лютера, другой немецкий художник - Ганс Гольбейн Младший - создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий.
Н. Карамзин написал о Гольбейне и его картине: «С большим удовольствием смотрел я на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде. В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек он изображен весьма естественно».
Это была страшная картина. Как правило, Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - изображался в покое и величии телесной красоты.
Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - «Мертвый Христос в гробу» - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид?
Возможно, форма картины «Мертвый Христос в гробу» восходит к византийским плащаницам или связанная с пасхальной литургией. Кроме того, изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции. Немецкие художники второй половины XIV века часто изображали поруганное мертвое тело Христа. Матис Грюневальд, например, смог придать величие израненному и измученному Христу тем, что не побоялся утрировать размеры фигуры, землистый оттенок мертвого тела, когтистость исковерканных судорогой пальцев. Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины. В скульптурных изображениях Христа еще больше достигалось пугающее сходство с мертвым человеком: одеревеневшее тело синевато-желтого цвета, закатившиеся зрачки, жуткий оскал зубов. Ощущение это еще больше усиливалось от парика со спутанными, торчащими волосами, надетого на голову деревянной статуи.
Ганс Гольбейн разрушил все традиции иконографической схемы. Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим - не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных. Кроме того, Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Говорят, что Христа Гольбейн рисовал с утопленника. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника. Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление. Образ Христа лишен у Гольбейна Младшего евангельского содержания. Религиозное учение об искупительной жертве Спасителя получило у художника ренессансное толкование в форме художественного размышления о жизни и смерти Человека.
+3#Описание картины «Мертвый Христос» —
Ганс Гольбейн16.01.2016 13:01
Описание картины Ганса Гольбейна: Мертвый Христос.
Гольбейн — один из величайших немецких художников. Жил в 16 веке, был небогат, не брезговал ремесленными работами, чаще всего писал на религиозные либо мифологические темы. Для него характерна легкость и живость кисти, внимание к деталям, некоторый едкий сарказм и отсутствие склонности к лести. Среди его картин портреты и фрески, иконы для знатных семей и работы «для души», которые, как правило, кажутся потомкам наиболее стоящими внимания. «Мертвый Христос» написана против всяких канонов, в манере своеобразно дерзкой и даже немного жуткой. Обычно Христос, изображающийся в гробу, представляется художникам величественным и спокойным, даже во смерти сохранившим некое божественное достоинство. Он нетронут разложением, на нем чистые одежды, он выглядит всецело готовым к собственному торжеству над смертью. «Мертвый Христос» же Гольбейна — обычный, всецело человеческий труп. Он уже окоченел, видна рана от копья под ребрами, кровавые раны на руках и ногах от гвоздей, царапины на лбу. Волосы слиплись и сбились в колтун, остекленевшие глаза закатились, рот приоткрыт, и видна уже легкая тень тления, которая неудивительна, учитывая трехдневный срок заключения во гробу. В нем нет ни величия, ни тихого покоя. Он выглядит также, как выглядел бы любой мертвый распятый. Многие считают эту картину следствием безбожия Гольбейна. Достоевский, устами князя Мышкина в «Идиоте» говорил о ней — «Ведь от такой у иного и вера может пропасть». Другие же считают, что вся неприглядность, вся пустота и мерзость смерти была показана Гольбейном именно для того, чтобы ярче и восхитительнее было воскресение. Из настоящей смерти, неподдельной, со всей её грязью и отвращением — в жизнь вечную, в нетленность и покой. Определенности, впрочем, нет. Сам художник уже несколько веков в могиле и ничего уже никому не объяснит.
Комментарии
Н. Карамзин написал о Гольбейне и его картине: «С большим удовольствием смотрел я на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде. В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек он изображен весьма естественно».
Это была страшная картина. Как правило, Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - изображался в покое и величии телесной красоты.
Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - «Мертвый Христос в гробу» - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид?
Возможно, форма картины «Мертвый Христос в гробу» восходит к византийским плащаницам или связанная с пасхальной литургией. Кроме того, изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции. Немецкие художники второй половины XIV века часто изображали поруганное мертвое тело Христа. Матис Грюневальд, например, смог придать величие израненному и измученному Христу тем, что не побоялся утрировать размеры фигуры, землистый оттенок мертвого тела, когтистость исковерканных судорогой пальцев. Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины. В скульптурных изображениях Христа еще больше достигалось пугающее сходство с мертвым человеком: одеревеневшее тело синевато-желтог о цвета, закатившиеся зрачки, жуткий оскал зубов. Ощущение это еще больше усиливалось от парика со спутанными, торчащими волосами, надетого на голову деревянной статуи.
Ганс Гольбейн разрушил все традиции иконографическо й схемы. Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим - не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных. Кроме того, Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного , ничего святого. Говорят, что Христа Гольбейн рисовал с утопленника. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника. Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление. Образ Христа лишен у Гольбейна Младшего евангельского содержания. Религиозное учение об искупительной жертве Спасителя получило у художника ренессансное толкование в форме художественного размышления о жизни и смерти Человека.
Гольбейн — один из величайших немецких художников. Жил в 16 веке, был небогат, не брезговал ремесленными работами, чаще всего писал на религиозные либо мифологические темы. Для него характерна легкость и живость кисти, внимание к деталям, некоторый едкий сарказм и отсутствие склонности к лести. Среди его картин портреты и фрески, иконы для знатных семей и работы «для души», которые, как правило, кажутся потомкам наиболее стоящими внимания.
«Мертвый Христос» написана против всяких канонов, в манере своеобразно дерзкой и даже немного жуткой. Обычно Христос, изображающийся в гробу, представляется художникам величественным и спокойным, даже во смерти сохранившим некое божественное достоинство. Он нетронут разложением, на нем чистые одежды, он выглядит всецело готовым к собственному торжеству над смертью.
«Мертвый Христос» же Гольбейна — обычный, всецело человеческий труп. Он уже окоченел, видна рана от копья под ребрами, кровавые раны на руках и ногах от гвоздей, царапины на лбу. Волосы слиплись и сбились в колтун, остекленевшие глаза закатились, рот приоткрыт, и видна уже легкая тень тления, которая неудивительна, учитывая трехдневный срок заключения во гробу. В нем нет ни величия, ни тихого покоя. Он выглядит также, как выглядел бы любой мертвый распятый.
Многие считают эту картину следствием безбожия Гольбейна. Достоевский, устами князя Мышкина в «Идиоте» говорил о ней — «Ведь от такой у иного и вера может пропасть». Другие же считают, что вся неприглядность, вся пустота и мерзость смерти была показана Гольбейном именно для того, чтобы ярче и восхитительнее было воскресение. Из настоящей смерти, неподдельной, со всей её грязью и отвращением — в жизнь вечную, в нетленность и покой.
Определенности, впрочем, нет. Сам художник уже несколько веков в могиле и ничего уже никому не объяснит.