+4#Описание картины Тропинина Василия Андреевича: Портрет Арсения Васильевича Тропинина. 1818 —
Третьяковская галерея29.01.2014 17:53
Портрет сына Арсения написан В.А. Тропининым на Украине. Об этом периоде творчества сам художник вспоминал: "[...] там я без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех, до сих пор мною писанных. Лучший учитель – природа; нужно предаться ей всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее, и работа его будет спориться и выходить лучше многих ученых. Я всем обязан природе". Портрет сына написан десятью годами позже "Портрета А.А. Челищева"(1808–1809) О.А. Кипренского и кажется его антиподом. Тропинина интересует не глубокомыслие юного философа, а непосредственное обаяние детства. Художник схватывает импульсивный поворот плеч, случайный взгляд, брошенный не в пространство, а на что-то, не видное зрителю. На лице – игра светотени, но это реальный солнечный свет. В портрете нет духовной напряженности романтизма, скорее чувствуются отголоски сентименталистского понимания человека как "дитя природы". Особое обаяние портрету придает теплый тон, который А.Н. Бенуа сравнивал с "жирными сливками". Открытость и искренность образа делают его одним из лучших детских портретов в русском искусстве.
+2#Описание картины «Портрет сына художника» —
Тропинин Василий Андреевич24.02.2016 16:57
Описание картины Василия Тропинина: Портрет сына художника.
Особую сферу в художестве Василия Тропинина занимают портреты детей. За всю посвященную творчеству жизнь он создал больше двадцати полотен на эту тематику. Ребяческие образы были для художника по-особенному милы, ведь главная его любовь и надежда – растущий родной сын. Детей Тропинин пишет с музыкальными инструментами, играющими, читающими, обнимающими животных, во всей их открытости и непосредственности. Став известным портретистом, Тропинин оставался на крепостной службе у господина Моркова. В украинском поместье он работал домашним художником и прислужником. Подневольное положение тягостно переживалось им, рождая надежду на творческую свободу. Порывом вольности стало не заказное изображение сына 1818 года в чистом и душевно раскрепощенном образе. Художник писал лицо сына Арсения с особым воодушевлением. Он будто бы открывает смотрящим свой душевный мир. С задушевной откровенностью он показывает убежденность в светлом призвании человека. Созерцателю открывается мир детских мечтаний, живая и доверчивая Вселенная. Голова мальчика освещена трепещущими золотыми лучами. Недавно он резвился и забавлялся – об этом свидетельствуют слегка растрепанный воротник рубашонки и взлохмаченные кудри. Но теперь, заставленный позировать отцу, Арсений задумчив и серьезен. Остается лишь догадываться, куда глядят эти глубокие беспокойные глаза. Картина необычайно гармонична, окутана любовью мастера. Лицо ребенка изящное, нежное и благородное. Поэтический облик мальчика в теплых коричневатых оттенках легко врезается в память. Думается, при создании картины Тропинин мечтал не о своем освобождении, а о воле сына. Чаяниям отца так и не суждено было сбыться. Но эта работа была признана одной из лучших в русской живописи, и «Портрет сына» поныне восхищает необыкновенной душевной теплотой.
Комментарии
Портрет сына написан десятью годами позже "Портрета А.А. Челищева"(1808– 1809) О.А. Кипренского и кажется его антиподом. Тропинина интересует не глубокомыслие юного философа, а непосредственно е обаяние детства. Художник схватывает импульсивный поворот плеч, случайный взгляд, брошенный не в пространство, а на что-то, не видное зрителю. На лице – игра светотени, но это реальный солнечный свет. В портрете нет духовной напряженности романтизма, скорее чувствуются отголоски сентименталистс кого понимания человека как "дитя природы".
Особое обаяние портрету придает теплый тон, который А.Н. Бенуа сравнивал с "жирными сливками". Открытость и искренность образа делают его одним из лучших детских портретов в русском искусстве.
Особую сферу в художестве Василия Тропинина занимают портреты детей. За всю посвященную творчеству жизнь он создал больше двадцати полотен на эту тематику. Ребяческие образы были для художника по-особенному милы, ведь главная его любовь и надежда – растущий родной сын. Детей Тропинин пишет с музыкальными инструментами, играющими, читающими, обнимающими животных, во всей их открытости и непосредственности.
Став известным портретистом, Тропинин оставался на крепостной службе у господина Моркова. В украинском поместье он работал домашним художником и прислужником. Подневольное положение тягостно переживалось им, рождая надежду на творческую свободу. Порывом вольности стало не заказное изображение сына 1818 года в чистом и душевно раскрепощенном образе.
Художник писал лицо сына Арсения с особым воодушевлением. Он будто бы открывает смотрящим свой душевный мир. С задушевной откровенностью он показывает убежденность в светлом призвании человека. Созерцателю открывается мир детских мечтаний, живая и доверчивая Вселенная.
Голова мальчика освещена трепещущими золотыми лучами. Недавно он резвился и забавлялся – об этом свидетельствуют слегка растрепанный воротник рубашонки и взлохмаченные кудри. Но теперь, заставленный позировать отцу, Арсений задумчив и серьезен. Остается лишь догадываться, куда глядят эти глубокие беспокойные глаза.
Картина необычайно гармонична, окутана любовью мастера. Лицо ребенка изящное, нежное и благородное. Поэтический облик мальчика в теплых коричневатых оттенках легко врезается в память. Думается, при создании картины Тропинин мечтал не о своем освобождении, а о воле сына. Чаяниям отца так и не суждено было сбыться. Но эта работа была признана одной из лучших в русской живописи, и «Портрет сына» поныне восхищает необыкновенной душевной теплотой.