+6#Описание картины: Кружевница (Василий Тропинин) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 13:19
Неблагоприятные жизненные обстоятельства заставили Василия Андреевича Тропинина потерять 20 лет художнической жизни, но, несмотря на это, он занял достойное место в ряду самых лучших русских и иностранных живописцев. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза».
В 1823 году в жизни Тропинина произошло событие огромной важности: на Пасху граф Морков, вместо красного яичка, вручил ему отпускную грамоту. Но одному, без сына... Тогда Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств на соискание звания художника три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница». Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.
Сделавшись свободным человеком, Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. С переселением в Москву начинается новый период творчества Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками» и др.). Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Не исключено, что на своих полотнах Тропинин изобразил крепостных рукодельниц, работающих в помещичьих мастерских.
Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. Миловидное лицо «Кружевницы» приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой. Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки. Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. К этому времени у Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом.
Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.
Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сестрами «бедной Лизы» - героини повести Н. Карамзина. Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и «Кружевница» В. Тропинина. Но «подобная склонность к перевоплощениям барышень в крестьянки (или открытие в крестьянках благородной натуры), - как отмечает Е.Ф. Петинова, - это только одна из характерных примет того времени, запечатленная В. Тропининым».
Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».
"Кружевница" В.А. Тропинина – характерный пример созданного художником жанрового портрета. В основе изображения лежит не конкретный персонаж, но некий идеализированный человеческий тип. Миловидная молодая девушка лукаво, как на картинах эпохи рококо, смотрит на зрителя. Ее движения и фигура полны грации, понимаемой современниками как особая "приятность", как то, что "покоряет сердце", но "невозможно понять умом". Этот образ юной очаровательной простолюдинки, во многом связанный с традициями сентиментализма, воплощает поэзию простоты и уютного домашнего быта. В "Кружевнице" проявился интерес Тропинина к среде, окружающей человека, его одежде, привычкам. Натюрморт с ножницами на первом плане написан очень тщательно, он явно занимает художника не меньше, чем героиня. Общий оливковый тон картины сдержанно благороден, фактура живописи достаточно плотная, с эмалевым блеском. Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником.
+4#Описание картины «Кружевница» —
Тропинин Василий Андреевич24.02.2016 16:59
Описание картины Василия Тропинина: Кружевница.
Одна из наиболее известных работ русского художника В. А. Тропинина – полотно «Кружевница». Автор создал его в 47-летнем возрасте, в год получения своей вольной (1823). Живописную картину «Кружевница» тепло встретили как критики, так и зрители. Она стала настоящей жемчужинкой русского искусства. Тропинин открыл взору созерцателей новый тип портретного жанра. Мастерски он изобразил образ рукодельницы и ее усердную работу. Запечатлен один лишь миг из повседневной жизни молодой крестьянки: она рукодельничает. Юное лицо крепостной девушки выглядит очень миленько. Она оторвала взгляд от кружева и игриво смотрит на вошедшего в комнату. Весь вид девушки, ее хорошее настроение свидетельствует о том, что такая работа приносит ей радость. На этом полотне художник полностью раскрыл свой талант живописца. Перед нами предстает удивительная картинка с натуральностью колорита и отличным освещением. При изображении героини Тропинин использует светлую палитру, вводя в нее оттенки серебристого и сиреневого цветов. Трепетно детализирует мастер кисти и подручные предметы кружевницы – полотно и коклюшки. Художник настолько идеализировал героиню картины, что она вовсе непохожа на крепостную крестьянку. Кажется, что в ее руках слишком много нежности, взгляд жеманный, а движения чересчур утонченные. Такой ход Тропинин использовал для того, чтобы публика поверила в скромность и добродушность девушки. Все будничные проблемы остаются за пределами холста, однако по несмелому движению плеч крестьянки и некой ее скованности зритель может лишь о них догадываться. В «Кружевнице» Тропинин возвеличил красоту человеческого труда. Он показал, что никакие тяжелые бытовые условия не могут помешать человеку быть счастливым, сохраняя чувство внутреннего достоинства.
Комментарии
В 1823 году в жизни Тропинина произошло событие огромной важности: на Пасху граф Морков, вместо красного яичка, вручил ему отпускную грамоту. Но одному, без сына... Тогда Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств на соискание звания художника три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница». Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.
Сделавшись свободным человеком, Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербург е, но столичная карьера не соблазняла его. С переселением в Москву начинается новый период творчества Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка» , «За прошивками» и др.). Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Не исключено, что на своих полотнах Тропинин изобразил крепостных рукодельниц, работающих в помещичьих мастерских.
Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. Миловидное лицо «Кружевницы» приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой. Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки. Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью . К этому времени у Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом.
Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.
Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сестрами «бедной Лизы» - героини повести Н. Карамзина. Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и «Кружевница» В. Тропинина. Но «подобная склонность к перевоплощениям барышень в крестьянки (или открытие в крестьянках благородной натуры), - как отмечает Е.Ф. Петинова, - это только одна из характерных примет того времени, запечатленная В. Тропининым».
Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».
Миловидная молодая девушка лукаво, как на картинах эпохи рококо, смотрит на зрителя. Ее движения и фигура полны грации, понимаемой современниками как особая "приятность", как то, что "покоряет сердце", но "невозможно понять умом".
Этот образ юной очаровательной простолюдинки, во многом связанный с традициями сентиментализма , воплощает поэзию простоты и уютного домашнего быта.
В "Кружевнице" проявился интерес Тропинина к среде, окружающей человека, его одежде, привычкам. Натюрморт с ножницами на первом плане написан очень тщательно, он явно занимает художника не меньше, чем героиня. Общий оливковый тон картины сдержанно благороден, фактура живописи достаточно плотная, с эмалевым блеском.
Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником.
Одна из наиболее известных работ русского художника В. А. Тропинина – полотно «Кружевница». Автор создал его в 47-летнем возрасте, в год получения своей вольной (1823). Живописную картину «Кружевница» тепло встретили как критики, так и зрители. Она стала настоящей жемчужинкой русского искусства.
Тропинин открыл взору созерцателей новый тип портретного жанра. Мастерски он изобразил образ рукодельницы и ее усердную работу. Запечатлен один лишь миг из повседневной жизни молодой крестьянки: она рукодельничает.
Юное лицо крепостной девушки выглядит очень миленько. Она оторвала взгляд от кружева и игриво смотрит на вошедшего в комнату. Весь вид девушки, ее хорошее настроение свидетельствует о том, что такая работа приносит ей радость.
На этом полотне художник полностью раскрыл свой талант живописца. Перед нами предстает удивительная картинка с натуральностью колорита и отличным освещением. При изображении героини Тропинин использует светлую палитру, вводя в нее оттенки серебристого и сиреневого цветов. Трепетно детализирует мастер кисти и подручные предметы кружевницы – полотно и коклюшки.
Художник настолько идеализировал героиню картины, что она вовсе непохожа на крепостную крестьянку. Кажется, что в ее руках слишком много нежности, взгляд жеманный, а движения чересчур утонченные. Такой ход Тропинин использовал для того, чтобы публика поверила в скромность и добродушность девушки. Все будничные проблемы остаются за пределами холста, однако по несмелому движению плеч крестьянки и некой ее скованности зритель может лишь о них догадываться.
В «Кружевнице» Тропинин возвеличил красоту человеческого труда. Он показал, что никакие тяжелые бытовые условия не могут помешать человеку быть счастливым, сохраняя чувство внутреннего достоинства.