+16#Описание картины: Дама в голубом (Константин Сомов) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 14:31
Настоящий художник на протяжении всей своей жизни создает собственный, особый мир. Например, В.М. Васнецов строил в старой Москве деревянный терем, Б. Кустодиев поселил своих купцов и купчих в небольшом городке на берегу Волги. Константин Сомов местом для своих героев избрал окрестности Петербурга и время - XVIII век, век красоты, галантности и милых забав. В XVIII веке, в милых вещицах и парковой архитектуре того времени, в томных гавотах и менуэтах художник черпал свое вдохновение.
Чтобы по-настоящему проникнуть в мир прошлого, Сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, в которых видит живые свидетельства очевидцев. Такими источниками были для него мемуары, поэзия и проза XVIII века, музыка, романсы и, конечно, изобразительное искусство - рисунки, гравюры, картины. Сомов внимательно изучал старинные, пожелтевшие от времени альбомы, всевозможные изображения, пытаясь уловить характерные черты облика людей XVIII века - их позы, походку, жесты, ритмы движения, костюмы, прически. Соприкасаясь со всем этим материалом, художник как бы вдыхал аромат эпохи и постигал ее своеобразие. Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов.
Константин Сомов, как и другие художники «Мира искусства», не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н.Г. Чернышевского. Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого - в эпохи рококо и ампир.
Для своих картин Сомов избрал «старинный язык», потому что он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины».
После возвращения на родину из-за границы К. Сомов почувствовал себя «настоящим художником», совсем взрослым и крепким. Он начинает сразу три картины - «Вечер», «Дама в голубом» и «Остров любви». Все они являют собой зрелище строгой и прекрасной разработки художником близкого его сердцу мира - мира XVIII века.
«Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой) - как чистый и нежный цветок, занесенный из каких-то неведомых светлых садов. Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как «Дама в голубом». В этом произведении Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ «Прекрасной Дамы», отразил свое представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней.
Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой, видимо, она была одним из немногочисленных увлечений Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств. К поэтическому образу Мартыновой художник обращался много раз. В 1897 году Сомов приступил к работе над новым портретом Мартыновой.
Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картине, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника. Художник переносит Мартынову в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает на фоне условного декоративного парка. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема - все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», Сомов стилизует пейзаж. Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров.
Созданный Сомовым ретроспективный портрет стал новым явлением в русском искусстве. Художник был первым, кто поставил перед собой эту задачу и блестяще решил ее. Кроме того, художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью, придав ему возвышенное очарование.
Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. Это - женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями...
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности. А между тем в жизни Е.М. Мартынова была веселой, жизнерадостной. Подруга ее, М. Ямщикова, писала: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Действительно, глубина проникновения Сомовым в этот образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
Чтобы ярче передать утонченность образа своей модели, К. Сомов прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесенной к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением.
Несмотря на парадность портрета, в нем звучит скрытая задушевная нота. И она заставляет зрителя пережить настроение героини, проникнуться к ней тем сочувствием, каким был полон и сам художник. Между этой грустной женщиной и изображенными в глубине лицами нет сюжетной связи, нет взаимодействия.
Мужская фигура, обликом напоминающая самого Сомова, а также жанровая сценка еще острее подчеркивают ее одиночество. Темная плотная купа деревьев словно отгораживает это хрупкое создание от окружающего мира. «Дама в голубом» трагична, она устала, надломлена. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Современный человек с его тоской и неудовлетворенностью противопоставлен на картине Сомова гармоничному миру прошлого - миру XVIII века, но это опять же не ощутимо реальный мир, а идеальный.
«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусств» в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием «Портрет», а через три года она была приобретена Третьяковской галереей.
+12#Описание картины: Дама в голубом. Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой. 1900 —
Третьяковская галерея29.01.2014 17:48
"Дама в голубом" – программная картина "Мира искусства". В ней обостренно прозвучала тема трагической невозможности соединить эстетический идеал и действительность. В образе таинственной Дамы К.А. Сомов представил художницу Елизавету Михайловну Мартынову. Художник переодевает героиню в платье эпохи романтизма, но чуда перевоплощения не происходит. Перед нами по-прежнему лицо болезненной, хрупкой современницы Сомова. Мастер словно обнажает тревожную душу своей модели. В старинных кружевах и поблекшем от времени голубом муаровом платье она стоит на грани двух миров. В правой руке у нее томик стихов, левой она прикасается к старинной камее на груди. Нерешительная задумчивость жеста лишь подчеркивает с печальной иронией бессилие человека вернуться в прошлое, в мир призрачной мечты. Из-за пожухшей листвы сухого лавра, свидетельства давно угасшей славы минувших лет, из "истлевшей ткани" облаков встает видение иной эпохи. Только там, в "зазеркалье" прошлого, отделенном гладью водоема, возможна идиллия. На скамейке в парке играют на флейтах дама и кавалер. У края картины Сомов располагает автопортрет, подчеркивая трагичность взаимоотношения художника с воплощенным им образом прошлого.
+10#Описание картины «Дама в голубом» —
Сомов Константин Андреевич24.02.2016 12:14
Описание картины Константина Сомова: Дама в голубом.
В картине «Дама в голубом» Константин Андреевич Сомов изобразил свою близкую подругу и коллегу по ремеслу — художницу Евгению Мартынову. Художник создал портрет-ретроспективу, поместив свою модель в стилизованный парк и одев ее в старинное роскошное платье. Некоторые исследователи считают, что в этом портрете Сомов изобразил Прекрасную Даму мифического Серебряного Века, некий возвышенный образ идеальной женщины, которую, увы, не встретишь, просто идя по улице. Кажется, что это обычный парадный портрет – красивая молодая женщина в дорогом старинном платье, с томиком стихов в руках стоит на фоне деревьев парка. Но при взгляде на это произведение мы видим не просто красивую картинку, мы ощущаем грусть героини портрета, проникаясь сочувствием к бледному болезненному ангелу, невесть откуда залетевшем на эту грешную землю. Композиция картины выстроена безупречно — стройный женский силуэт практически идеально вписан в рамки полотна, синее роскошное платье с кружевами подчеркивает хрупкость и одухотворенность лица героини. От тяжелых дорогих тканей платья дамы на ее бледное печальное лицо падают голубоватые тени. Темная зелень кустов позади женщины как будто отгораживает ее от всего остального мира. Все краски этого старинного парка-воспоминания как бы выцвели и пожухли. На заднем плане картины виднеется озеро, на берегу которого играют музыканты. То есть там вроде бы протекает обычная жизнь, но выглядит этот фон как старая выцветшая фотография, моментальный снимок ушедшей реальности. Одна только дама не является частью этого старого фото, она реальна, как может быть реален ангел в облике человека. На дне ее больших печальных глаз – страдание и боль. Во всем ее облике ощущаются усталость и надломленность. При взгляде на нее зритель проникается той щемящей тоской, которую испытывал и сам художник, рисуя этот портрет.
Комментарии
Чтобы по-настоящему проникнуть в мир прошлого, Сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, в которых видит живые свидетельства очевидцев. Такими источниками были для него мемуары, поэзия и проза XVIII века, музыка, романсы и, конечно, изобразительное искусство - рисунки, гравюры, картины. Сомов внимательно изучал старинные, пожелтевшие от времени альбомы, всевозможные изображения, пытаясь уловить характерные черты облика людей XVIII века - их позы, походку, жесты, ритмы движения, костюмы, прически. Соприкасаясь со всем этим материалом, художник как бы вдыхал аромат эпохи и постигал ее своеобразие. Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов.
Константин Сомов, как и другие художники «Мира искусства», не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительско й социальной направленностью , а также и от эстетической теории Н.Г. Чернышевского. Бытовому жанру эпигонов передвижничеств а К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого - в эпохи рококо и ампир.
Для своих картин Сомов избрал «старинный язык», потому что он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины».
После возвращения на родину из-за границы К. Сомов почувствовал себя «настоящим художником», совсем взрослым и крепким. Он начинает сразу три картины - «Вечер», «Дама в голубом» и «Остров любви». Все они являют собой зрелище строгой и прекрасной разработки художником близкого его сердцу мира - мира XVIII века.
«Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой) - как чистый и нежный цветок, занесенный из каких-то неведомых светлых садов. Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как «Дама в голубом». В этом произведении Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ «Прекрасной Дамы», отразил свое представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней.
Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой, видимо, она была одним из немногочисленны х увлечений Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств. К поэтическому образу Мартыновой художник обращался много раз. В 1897 году Сомов приступил к работе над новым портретом Мартыновой.
Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картин е, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированно м платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника. Художник переносит Мартынову в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает на фоне условного декоративного парка. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема - все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», Сомов стилизует пейзаж. Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров.
Созданный Сомовым ретроспективный портрет стал новым явлением в русском искусстве. Художник был первым, кто поставил перед собой эту задачу и блестяще решил ее. Кроме того, художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью , придав ему возвышенное очарование.
Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. Это - женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями...
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности. А между тем в жизни Е.М. Мартынова была веселой, жизнерадостной. Подруга ее, М. Ямщикова, писала: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенн ости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Действительно, глубина проникновения Сомовым в этот образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
Чтобы ярче передать утонченность образа своей модели, К. Сомов прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесенной к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением.
Несмотря на парадность портрета, в нем звучит скрытая задушевная нота. И она заставляет зрителя пережить настроение героини, проникнуться к ней тем сочувствием, каким был полон и сам художник. Между этой грустной женщиной и изображенными в глубине лицами нет сюжетной связи, нет взаимодействия.
Мужская фигура, обликом напоминающая самого Сомова, а также жанровая сценка еще острее подчеркивают ее одиночество. Темная плотная купа деревьев словно отгораживает это хрупкое создание от окружающего мира. «Дама в голубом» трагична, она устала, надломлена. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Современный человек с его тоской и неудовлетворенн остью противопоставле н на картине Сомова гармоничному миру прошлого - миру XVIII века, но это опять же не ощутимо реальный мир, а идеальный.
«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусств» в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием «Портрет», а через три года она была приобретена Третьяковской галереей.
У края картины Сомов располагает автопортрет, подчеркивая трагичность взаимоотношения художника с воплощенным им образом прошлого.
В картине «Дама в голубом» Константин Андреевич Сомов изобразил свою близкую подругу и коллегу по ремеслу — художницу Евгению Мартынову. Художник создал портрет-ретросп ективу, поместив свою модель в стилизованный парк и одев ее в старинное роскошное платье. Некоторые исследователи считают, что в этом портрете Сомов изобразил Прекрасную Даму мифического Серебряного Века, некий возвышенный образ идеальной женщины, которую, увы, не встретишь, просто идя по улице.
Кажется, что это обычный парадный портрет – красивая молодая женщина в дорогом старинном платье, с томиком стихов в руках стоит на фоне деревьев парка. Но при взгляде на это произведение мы видим не просто красивую картинку, мы ощущаем грусть героини портрета, проникаясь сочувствием к бледному болезненному ангелу, невесть откуда залетевшем на эту грешную землю.
Композиция картины выстроена безупречно — стройный женский силуэт практически идеально вписан в рамки полотна, синее роскошное платье с кружевами подчеркивает хрупкость и одухотворенност ь лица героини. От тяжелых дорогих тканей платья дамы на ее бледное печальное лицо падают голубоватые тени.
Темная зелень кустов позади женщины как будто отгораживает ее от всего остального мира. Все краски этого старинного парка-воспомина ния как бы выцвели и пожухли. На заднем плане картины виднеется озеро, на берегу которого играют музыканты. То есть там вроде бы протекает обычная жизнь, но выглядит этот фон как старая выцветшая фотография, моментальный снимок ушедшей реальности.
Одна только дама не является частью этого старого фото, она реальна, как может быть реален ангел в облике человека. На дне ее больших печальных глаз – страдание и боль. Во всем ее облике ощущаются усталость и надломленность. При взгляде на нее зритель проникается той щемящей тоской, которую испытывал и сам художник, рисуя этот портрет.