Холст, темпера; 165 х 285 см. Горловский художественный музей. Горловка, Украина.
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
0#Описание картины Николая Рериха: Поморяне. Утро 1906 г. —
Музей Арт-Рисунок25.09.2013 13:15
О картине
Кочергина Н.М. Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея // Восход, 2009, No 6-7 (182-183), Июнь-июль. Одной из наиболее значимых в коллекции является картина "Поморяне. Утро" (1906), тематически примыкающая к большому циклу произведений Н.К. Рериха "Начало Руси. Славяне". В этом произведении, звучащем гимном природе и людям, выразилась красота миропонимания художника, устремлённого к гармонии и высоким идеалам добра. На фоне красивого северного пейзажа изображены поморяне - одно из древних западно-славянских племён, живших на берегах прибалтийского Поморья. Бархатом густой травы покрыт широкий берег моря, поросший вековыми соснами. Мягкий свет северного солнца золотит бревенчатые строения славянского посёлка, стволы сосен и огромные стога. "Величавое спокойствие природы ласково объемлет простую жизнь людей, от раннего утра занятых размеренной, неторопливой деятельностью: на воде белеют паруса, юноши охотятся на птиц... женщина гуляет с ребёнком по берегу моря", убелённый сединами старец погружён в размышления, "и над всем плывут сказочные жемчужные облака". Жизнь этих людей "проста, спокойна и чиста, как само утро. Они свободны и радостны", они живут в ладу друг с другом, с соседями и с природой. Даже сцена охоты не нарушает этой гармонии: юноша, склонившись к убитой птице, по обычаю древних, просит у неё прощения за то, что вынужден был лишить её жизни. Пейзаж с уходящим вдаль пространством, нежные сине-зелёные краски, передающие прохладу и свежесть северной природы, рождают чувство глубокого покоя и тихой радости, разлитой в мире. У картины "Поморяне. Утро" имеется парная работа - "Поморяне. Вечер" (1907). Во второй половине 1900-х годов эти картины экспонировались на выставках русского искусства в Париже, где их впервые увидел Николай Гумилёв. О том, как он понял их скрытый смысл и объединяющую идею, поэт рассказал в одном из своих писем в Россию: "...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы - очевидно, финны, Белоглазая Чудь" (речь идёт о картине "Поморяне. Вечер"). На другом полотне ("Поморяне. Утро") - "тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов - славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась давным-давно среди жалобно шелестящих болотных трав". Картины, увиденные таким образом, обогащаются новым смыслом: между "Вечером" и "Утром" прошла целая эпоха, перевернулась страница истории, и наступило утро нового века. Здесь выражена мысль о том, что каждый исторический цикл сменится новым, эволюционно более совершенным, и вслед за Вечером, каким бы тёмным он ни был, неизбежно наступит светлое, лучезарное Утро.
Комментарии
Кочергина Н.М. Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея // Восход, 2009, No 6-7 (182-183), Июнь-июль.
Одной из наиболее значимых в коллекции является картина "Поморяне. Утро" (1906), тематически примыкающая к большому циклу произведений Н.К. Рериха "Начало Руси. Славяне". В этом произведении, звучащем гимном природе и людям, выразилась красота миропонимания художника, устремлённого к гармонии и высоким идеалам добра.
На фоне красивого северного пейзажа изображены поморяне - одно из древних западно-славянс ких племён, живших на берегах прибалтийского Поморья. Бархатом густой травы покрыт широкий берег моря, поросший вековыми соснами. Мягкий свет северного солнца золотит бревенчатые строения славянского посёлка, стволы сосен и огромные стога. "Величавое спокойствие природы ласково объемлет простую жизнь людей, от раннего утра занятых размеренной, неторопливой деятельностью: на воде белеют паруса, юноши охотятся на птиц... женщина гуляет с ребёнком по берегу моря", убелённый сединами старец погружён в размышления, "и над всем плывут сказочные жемчужные облака".
Жизнь этих людей "проста, спокойна и чиста, как само утро. Они свободны и радостны", они живут в ладу друг с другом, с соседями и с природой. Даже сцена охоты не нарушает этой гармонии: юноша, склонившись к убитой птице, по обычаю древних, просит у неё прощения за то, что вынужден был лишить её жизни.
Пейзаж с уходящим вдаль пространством, нежные сине-зелёные краски, передающие прохладу и свежесть северной природы, рождают чувство глубокого покоя и тихой радости, разлитой в мире.
У картины "Поморяне. Утро" имеется парная работа - "Поморяне. Вечер" (1907). Во второй половине 1900-х годов эти картины экспонировались на выставках русского искусства в Париже, где их впервые увидел Николай Гумилёв. О том, как он понял их скрытый смысл и объединяющую идею, поэт рассказал в одном из своих писем в Россию: "...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы - очевидно, финны, Белоглазая Чудь" (речь идёт о картине "Поморяне. Вечер"). На другом полотне ("Поморяне. Утро") - "тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов - славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась давным-давно среди жалобно шелестящих болотных трав".
Картины, увиденные таким образом, обогащаются новым смыслом: между "Вечером" и "Утром" прошла целая эпоха, перевернулась страница истории, и наступило утро нового века. Здесь выражена мысль о том, что каждый исторический цикл сменится новым, эволюционно более совершенным, и вслед за Вечером, каким бы тёмным он ни был, неизбежно наступит светлое, лучезарное Утро.