Царица Небесная Эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкине 1911 г. —
Бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель. Частное собрание. США. Эскизы росписи для храма Святого Духа в Талашкине (1910-1911 гг.)
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
0#Описание картины Николая Рериха: Царица Небесная Эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкине 1911 г. —
Музей Арт-Рисунок01.10.2013 09:19
О картине
Рерих Н.К. Царица Небесная / Собрание сочинений. Книга первая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ
(Стенопись Храма Св. Духа в Талашкине)
Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые, незнающие различить, где добро, где зло. Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное. Из светлого града, из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления. Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют. Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, Серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие. Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух. Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".
Рерих Н.К. Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. В последнее время ее (М.К. Тенишевой - ред.) жизни в Талашкине внутренняя мысль увлекала ее к созданию храма. Мы решили назвать этот храм - Храмом Духа. Причем центральное место в нем должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли М. К. живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чем знали мы лишь из внутренних бесед. Но именно в храме прозвучала первая весть о войне. И дальнейшие планы замерли, чтобы уже более не довершиться. Но, если значительная часть стен храма осталась белая, то все же основная мысль этого устремления успела выразиться. Остальное хотя и осталось в пространстве, но тем не менее этот завершительный завет М. К. в Талашкине еще раз показал, насколько верною осталась она своему изначальному устремлению строить и верить в будущее и новое. Гималаи. 1929-1931 гг.
Рерих Н.К. Эстония / Из литературного наследия, М.: Изобразительное искусство, 1974. Второй приезд в Гапсаль - через много лет - был уже в 1910-м году. Там же были написаны несколько картин. "За морями земли великие" - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к "Пути Великанов". Там же оформился "Варяжский Мотив", а дума о ревельских башнях послужила для картины "Старый Король". В то же время подготовлялись и эскизы для храма в Талашкине, имении княгини М.К. Тенишевой. "Царица Небесная на берегу реки жизни" была закончена именно в Гапсале. Таким путем целый ряд впечатлений дала Эстония. 1937 г. Урусвати, Гималаи "Zelta gramata", Рига, 1938 г.
Рерих Н.К. Опять война / Из литературного наследия, М.: Изобразительное искусство, 1974. В дымке мреют Смоленские леса. Ясный летний день. Жарко, но в храме прохладно. Кончаем роспись "Царица Небесная". Часть лесов уже снята. Идут предположения, как пойдет дальше настенное украшение. Вдруг конский топот. Кн. Четвертинская спешно влетела на паперть храма и ударила тяжкою вестью: "война". Менее всего гармонировало это убийственное слово с мирною стенописью. Собрались, обсуждали, каждый высказывал свои соображения, которые обыкновенно не оправдываются. Вместо росписи всего храма пришлось ограничиться одною алтарною апсидою с пилонами и надвходными арками. С трудом нашли места в вагоне. Все дороги были запружены войсками. Хотя школьные занятия и начались вовремя, но всюду сразу почувствовался сложный темп. Таков был 1914 год. (...) Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие человеческое и здесь сердце не допускает, что еще один земной ужас начался. Может быть, опять будем работать для Красного Креста. Опять искусство будет напоминать о том, что недопустимо разрушительство, и опять будем надеяться, что хоть теперь человечество поймет, где истинные ценности и в чем смысл совершенствования человека. 3 Сентября 1939 г. Гималаи
Иванов В. Н. Рерих - художник-мыслитель. / Иванов В. Н., Голлербах Э. Ф. Рерих. Часть 1. - Riga: Izdevis Rericha muzejs, 1939. Вот перед нами еще один образец рериховской церковной росписи - "Царица Небесная над рекой Жизни"... Катится, холодно, своим чередом идет таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые суденышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она - охранительница и предстательница за малых сих...
Кочергина Н.М. Пламенное сердце // Восход, 2008, No 2 (166), Февраль. Рерих создаёт целый ряд Образов Богоматери, при этом для него было важно, не подчёркивая принадлежности этого Образа к какой-либо одной религии или народности, дать Облик Матери, близкий каждому человеку и всем народам. Вот почему эти изображения не каноничны, то есть не традиционны, а если сказать более точно, синтезируют религиозные и художественные традиции разных народов. Тем самым художник стремится выразить идею единства представлений всех людей о Высшем Начале Вселенной. Одна из первых таких работ Рериха - "Царица Небесная над Рекой Жизни". Ранний эскиз неосуществлённой росписи (1906) предназначался для церкви в имении Голубевых в селе Пархомовка под Киевом. Хорошо известная фотография 1914 года переносит нас в храм Святого Духа в Талашкино, где художник стоит на фоне росписи, выполненной по новым, переработанным эскизам. Эта грандиозная работа была высоко отмечена современниками, в том числе и патриархами русской церкви. Тем не менее у многих она вызвала непонимание именно по причине необычного подхода к изображению Священного Облика. В этой работе Рерих задумал осуществить "синтез всех иконографических представлений" о Богоматери. Потому в Облике Богоматери мы видим соединение самых различных истоков: от образов Богородиц древнерусской и византийской живописи, образов Мадонн западноевропейской живописи - до богинь, почитаемых на Востоке - в Индии, Китае, Тибете. Рассмотрим внимательно, как строится картина. Центральное место в ней занимает Царица Небесная, фигура которой простирается через все миры, объединяя собой мир земной и мир надземный. Со всех сторон она окружена святыми, пророками, ангелами; она - центр Мироздания. "Вокруг Неё вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых". Всё устремляется к Матери, как бы образуя круговую композицию. Мир земной, символизируемый рекой с малыми судёнышками, занимает далеко не самое значительное место во всём построении, основное пространство картины заполнено Существами Высших Миров. Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Мы можем составить представление об этих красках по некоторым сохранившимся эскизам. Поэт Максимилиан Волошин, увидев на выставке эскиз росписи "Царицы Небесной", был потрясён. Он описывал его так: "Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, и посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни". Саму Богоматерь - как источник Высшего Света - художник изобразил в серебристо-белых тонах, с розовым и золотым. А вот ещё одно описание картины, сделанное писателем Вс.Н. Ивановым: "Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она - охранительница и предстательница за малых сих... (...) Отметим, что вообще характерен этот мотив реки в творчестве Рериха; это некий лейтмотив движения, ухождения времени... (...) Река - движение; напротив, святые над нею - это нечто сильное, устойчивое, вечное. И это вечное притом и действенное, помогающее, активное - святое". Таким образом, в этих описаниях сопоставляются два мира: земной - неяркий, будничный, облачный, Река Жизни - студёная, холодная - и огромный, развернувшийся на весь купол, яркий, праздничный, величественный мир Надземного. Так, композиционно и через колористическую гамму художник показывает соотношение двух миров, их место и значение в Мироздании. И если мир Высший наполнен ликованием и прославлением Подвигов Матери, то мир земной живёт только благодаря её трудам. На помощь людям Владычица призвала "святых кормчих" - их мы видим в каждой лодочке рядом с фигурами людей. Эта роспись была настолько величественна и необычна, что её можно сравнить только с самыми значительными монументальными произведениями искусства Древней Руси, Византии или Эпохи Возрождения. Свою картину художник сопроводил литературным описанием...
Комментарии
Рерих Н.К. Царица Небесная / Собрание сочинений. Книга первая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ
(Стенопись Храма Св. Духа в Талашкине)
Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые, незнающие различить, где добро, где зло.
Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное.
Из светлого града, из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления.
Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют.
Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, Серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие.
Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух.
Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".
Рерих Н.К. Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
В последнее время ее (М.К. Тенишевой - ред.) жизни в Талашкине внутренняя мысль увлекала ее к созданию храма. Мы решили назвать этот храм - Храмом Духа. Причем центральное место в нем должно было занимать изображение Матери Мира.
Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовала сь на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографически х представлений доставляли М. К. живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чем знали мы лишь из внутренних бесед.
Но именно в храме прозвучала первая весть о войне. И дальнейшие планы замерли, чтобы уже более не довершиться. Но, если значительная часть стен храма осталась белая, то все же основная мысль этого устремления успела выразиться. Остальное хотя и осталось в пространстве, но тем не менее этот завершительный завет М. К. в Талашкине еще раз показал, насколько верною осталась она своему изначальному устремлению строить и верить в будущее и новое.
Гималаи. 1929-1931 гг.
Рерих Н.К. Эстония / Из литературного наследия, М.: Изобразительное искусство, 1974.
Второй приезд в Гапсаль - через много лет - был уже в 1910-м году. Там же были написаны несколько картин. "За морями земли великие" - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к "Пути Великанов". Там же оформился "Варяжский Мотив", а дума о ревельских башнях послужила для картины "Старый Король". В то же время подготовлялись и эскизы для храма в Талашкине, имении княгини М.К. Тенишевой. "Царица Небесная на берегу реки жизни" была закончена именно в Гапсале.
Таким путем целый ряд впечатлений дала Эстония.
1937 г.
Урусвати, Гималаи
"Zelta gramata", Рига, 1938 г.
Рерих Н.К. Опять война / Из литературного наследия, М.: Изобразительное искусство, 1974.
В дымке мреют Смоленские леса. Ясный летний день. Жарко, но в храме прохладно. Кончаем роспись "Царица Небесная". Часть лесов уже снята. Идут предположения, как пойдет дальше настенное украшение. Вдруг конский топот. Кн. Четвертинская спешно влетела на паперть храма и ударила тяжкою вестью: "война". Менее всего гармонировало это убийственное слово с мирною стенописью. Собрались, обсуждали, каждый высказывал свои соображения, которые обыкновенно не оправдываются. Вместо росписи всего храма пришлось ограничиться одною алтарною апсидою с пилонами и надвходными арками. С трудом нашли места в вагоне. Все дороги были запружены войсками. Хотя школьные занятия и начались вовремя, но всюду сразу почувствовался сложный темп. Таков был 1914 год. (...)
Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие человеческое и здесь сердце не допускает, что еще один земной ужас начался. Может быть, опять будем работать для Красного Креста. Опять искусство будет напоминать о том, что недопустимо разрушительство , и опять будем надеяться, что хоть теперь человечество поймет, где истинные ценности и в чем смысл совершенствован ия человека.
3 Сентября 1939 г.
Гималаи
Иванов В. Н. Рерих - художник-мыслит ель. / Иванов В. Н., Голлербах Э. Ф. Рерих. Часть 1. - Riga: Izdevis Rericha muzejs, 1939.
Вот перед нами еще один образец рериховской церковной росписи - "Царица Небесная над рекой Жизни"... Катится, холодно, своим чередом идет таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые суденышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она - охранительница и предстательница за малых сих...
Кочергина Н.М. Пламенное сердце // Восход, 2008, No 2 (166), Февраль.
Рерих создаёт целый ряд Образов Богоматери, при этом для него было важно, не подчёркивая принадлежности этого Образа к какой-либо одной религии или народности, дать Облик Матери, близкий каждому человеку и всем народам. Вот почему эти изображения не каноничны, то есть не традиционны, а если сказать более точно, синтезируют религиозные и художественные традиции разных народов. Тем самым художник стремится выразить идею единства представлений всех людей о Высшем Начале Вселенной.
Одна из первых таких работ Рериха - "Царица Небесная над Рекой Жизни". Ранний эскиз неосуществлённо й росписи (1906) предназначался для церкви в имении Голубевых в селе Пархомовка под Киевом. Хорошо известная фотография 1914 года переносит нас в храм Святого Духа в Талашкино, где художник стоит на фоне росписи, выполненной по новым, переработанным эскизам.
Эта грандиозная работа была высоко отмечена современниками, в том числе и патриархами русской церкви. Тем не менее у многих она вызвала непонимание именно по причине необычного подхода к изображению Священного Облика.
В этой работе Рерих задумал осуществить "синтез всех иконографически х представлений" о Богоматери. Потому в Облике Богоматери мы видим соединение самых различных истоков: от образов Богородиц древнерусской и византийской живописи, образов Мадонн западноевропейс кой живописи - до богинь, почитаемых на Востоке - в Индии, Китае, Тибете.
Рассмотрим внимательно, как строится картина. Центральное место в ней занимает Царица Небесная, фигура которой простирается через все миры, объединяя собой мир земной и мир надземный. Со всех сторон она окружена святыми, пророками, ангелами; она - центр Мироздания. "Вокруг Неё вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых". Всё устремляется к Матери, как бы образуя круговую композицию. Мир земной, символизируемый рекой с малыми судёнышками, занимает далеко не самое значительное место во всём построении, основное пространство картины заполнено Существами Высших Миров.
Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Мы можем составить представление об этих красках по некоторым сохранившимся эскизам.
Поэт Максимилиан Волошин, увидев на выставке эскиз росписи "Царицы Небесной", был потрясён. Он описывал его так: "Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихс я над облаками, и посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни". Саму Богоматерь - как источник Высшего Света - художник изобразил в серебристо-белы х тонах, с розовым и золотым.
А вот ещё одно описание картины, сделанное писателем Вс.Н. Ивановым: "Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она - охранительница и предстательница за малых сих... (...) Отметим, что вообще характерен этот мотив реки в творчестве Рериха; это некий лейтмотив движения, ухождения времени... (...) Река - движение; напротив, святые над нею - это нечто сильное, устойчивое, вечное. И это вечное притом и действенное, помогающее, активное - святое".
Таким образом, в этих описаниях сопоставляются два мира: земной - неяркий, будничный, облачный, Река Жизни - студёная, холодная - и огромный, развернувшийся на весь купол, яркий, праздничный, величественный мир Надземного. Так, композиционно и через колористическую гамму художник показывает соотношение двух миров, их место и значение в Мироздании. И если мир Высший наполнен ликованием и прославлением Подвигов Матери, то мир земной живёт только благодаря её трудам. На помощь людям Владычица призвала "святых кормчих" - их мы видим в каждой лодочке рядом с фигурами людей.
Эта роспись была настолько величественна и необычна, что её можно сравнить только с самыми значительными монументальными произведениями искусства Древней Руси, Византии или Эпохи Возрождения.
Свою картину художник сопроводил литературным описанием...