Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Тропа прямоезжая 1912 г. - Картон, гуашь, темпера, акварель; 44,8 х 44,5 см. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород, Россия.
 
Тропа прямоезжая 1912 г. —

Картон, гуашь, темпера, акварель; 44,8 х 44,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Нижний Новгород, Россия.

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

0 # Описание картины Николая Рериха: Тропа прямоезжая 1912 г.Музей Арт-Рисунок 01.10.2013 10:02
О картине

Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея. Автор-составите ль И.Н. Кузнецова. Самара: Агни, 1998.
"Историческое настроение" присутствует и в небольшом, но монументальном по звучанию пейзаже с былинным названием "Тропа прямоезжая" (1912), где воплощено пантеистическое мировосприятие древнего человека, населявшего землю, воду, воздушное пространство невидимыми, но грозными силами. В этой "языческой" картине - дыхание вечности. Время словно остановилось. Огромное жемчужно-серое небо над пологими зелеными холмами, загадочный придорожный камень - немой свидетель тайн минувшего. Архаичность темы, прозрачный "прохладный" колорит, неторопливость повествования, созвучная торжественной ритмике старинных легенд и преданий, подчеркивают величие, одухотворенност ь и древность природы.
"Тропа прямоезжая" - один из редких, в этот период "чистых" пейзажей Рериха. Он органично дополняет картины художника с такими сказочными мотивами, как "Ковер-самолет" , "Замок Кикиморы", "Ведунья", "Чародей", "Лесовики" и другими, раскрывающими своеобразие и закодированную мудрость славянского фольклора. Рерих был убежден в том, что в древних символах сокрыты изначальные знания народа, "забытые истины". "Самые серьезные ученые, - писал он, - уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков".

Порожнякова Н.Е. Тема пути в произведениях художников модерна (в рукописи).
Для темы выбора пути большой интерес представляет произведение Н. Рериха "Тропа прямоезжая" (1912). В ней также ярко выражены мотив камня и мотив дороги. Картина не изобилует деталями. Скромный пейзаж с холмами, огромное небо, камень, широкая дорога и еле заметная тропинка. В центре внимания - камень с изображением, напоминающим двуликого Януса. Янус (дословно) - "двери", "ворота". В римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала2. Факт, что Н. Рерих был не только художником, но и ученым-археолог ом, позволяет утверждать, что архаическую символику и образы он использовал осознано. Художнику был известен смысл многих древних обрядов, ритуалов. Он пользуется термином "мистерия". (Например, в письмах к Ю. Беляеву и С. Дягилеву). Рисунок на камне в картине "Тропа прямоезжая" имеет непосредственно е отношение к древним мистериям, к символическому путешествию, наряду с реальным, совершаемому героем-богатыре м вглубь самого себя, в недра бессознательног о.
В этом контексте двуличное изображение можно трактовать как предостережение герою о том, что на этой тропе ему придется встретиться с "темной" половиной своего "я". Мифы о противостоящих и сражающихся друг против друга братьях, либо сестрах известны многим народам. Автор книги "Герой с тысячью лицами" приводит в качестве примера шумерский миф о сестрах-богинях Инанне и Эрешкигаль, которые являются двумя аспектами одной и той же богини. Далее он поясняет, что "герой, бог или богиня, мужчина или женщина, персонаж мифа или видящий сон, открывает и вбирает в себя свою противоположнос ть (собственное "Я", о существовании которого он не подозревал) Герой должен отбросить свою гордость, добродетель, красоту и жизнь и склониться или подчиниться совершенно нестерпимому. И тогда он обнаруживает, что он и его противоположнос ть относятся не к разному роду, но к единой плоти". Двуликое изображение на камне также представляет единое целое. Но узнавание своей противоположнос ти еще не означает конец пути. Тот же автор пишет: "Первоначальный исход в земли испытаний является всего лишь началом долгого и, воистину, опасного пути побед посвящения и мгновений озарения. Теперь предстоит убивать драконов и преодолевать неожиданные преграды - вновь и вновь". В том же 1912 году Н. Рерих написал картину "Бой со змеем" (1912).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 400 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!