+1#Описание картины Николая Рериха: Стрелы неба - копья земли 1915 г. —
Музей Арт-Рисунок11.10.2013 19:44
О картине
Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара: Издательский дом "Агни", 2002. ...Загадка о мечах и копьях - это зловещее предзнаменование человечеству. "Создания людей будут причиной их смерти..."1. Здесь в качестве живописного аналога можно привести картину Рериха "Стрелы неба, копья земли" (1912). В ней художник показывает, как земля людей ощетинилась копьями. В ответ на это пламенеют облака, небо посылает молнии стрел и, кажется, сам космос восстаёт против людских деяний. В то же время произведение Рериха откликается на ещё одно предсказание Леонардо: "Появятся животные на земле, именуемые людьми, которые будут вести между собой вечные войны к великому ущербу, а часто и к погибели для обеих сторон. Злобе людской не будет предела... и в своей безмерной гордыне люди захотят вознестись чуть ли не до неба... Ничего не останется над землёй, под землёй и на воде, что не подвергнется преследованию, порче либо разрушению..." Эти строки из Атлантического кодекса, озаглавленные "О жестокости человека", Леонардо заканчивает с гневным отчаянием: "О земля, как же ты до сих пор не разверзлась? Почему не извергла ты из своих пропастей и пещер и не показала небу это жестокое и беспощадное чудовище?"2. (...)
...В произведениях Рериха также постоянно присутствует это надличное космическое начало. ...Полотно "Стрелы неба - копья земли" (1915) продолжает ту же тему на материале средневековой истории. В нижней части композиции по ощетинившимся копьям угадывается сражение; однако не оно интересует автора, а то, что происходит на небе. Там багровыми тонами рдеют нахмуренные тучи, и среди них острыми стрелами летят такие же красные облака. И кажется, что вовсе не на земле, а где-то в высших сферах совершается более значительная битва, и от её исхода будут зависеть судьбы людские. В других произведениях Рериха это высшее космическое начало нередко выступает в персонифицированном облике. Таков "Ангел последний", нисходящий с небес в грозе и молнии. Такова "Матерь Мира" (1924) из серии "Знамёна Востока", посвящённой Учителям человечества.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 2. С. 387.
Нардини Б. Жизнь Леонардо. М.: Планета, 1979. С. 105.
Комментарии
Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара: Издательский дом "Агни", 2002.
...Загадка о мечах и копьях - это зловещее предзнаменовани е человечеству. "Создания людей будут причиной их смерти..."1. Здесь в качестве живописного аналога можно привести картину Рериха "Стрелы неба, копья земли" (1912). В ней художник показывает, как земля людей ощетинилась копьями. В ответ на это пламенеют облака, небо посылает молнии стрел и, кажется, сам космос восстаёт против людских деяний. В то же время произведение Рериха откликается на ещё одно предсказание Леонардо: "Появятся животные на земле, именуемые людьми, которые будут вести между собой вечные войны к великому ущербу, а часто и к погибели для обеих сторон. Злобе людской не будет предела... и в своей безмерной гордыне люди захотят вознестись чуть ли не до неба... Ничего не останется над землёй, под землёй и на воде, что не подвергнется преследованию, порче либо разрушению..." Эти строки из Атлантического кодекса, озаглавленные "О жестокости человека", Леонардо заканчивает с гневным отчаянием: "О земля, как же ты до сих пор не разверзлась? Почему не извергла ты из своих пропастей и пещер и не показала небу это жестокое и беспощадное чудовище?"2. (...)
...В произведениях Рериха также постоянно присутствует это надличное космическое начало. ...Полотно "Стрелы неба - копья земли" (1915) продолжает ту же тему на материале средневековой истории. В нижней части композиции по ощетинившимся копьям угадывается сражение; однако не оно интересует автора, а то, что происходит на небе. Там багровыми тонами рдеют нахмуренные тучи, и среди них острыми стрелами летят такие же красные облака. И кажется, что вовсе не на земле, а где-то в высших сферах совершается более значительная битва, и от её исхода будут зависеть судьбы людские. В других произведениях Рериха это высшее космическое начало нередко выступает в персонифицирова нном облике. Таков "Ангел последний", нисходящий с небес в грозе и молнии. Такова "Матерь Мира" (1924) из серии "Знамёна Востока", посвящённой Учителям человечества.
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 2. С. 387.
Нардини Б. Жизнь Леонардо. М.: Планета, 1979. С. 105.