0#Описание картины Николая Рериха: Чудо. Явление Мессии 1923 г. —
Музей Арт-Рисунок13.10.2013 06:27
О картине
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. XII. Тибет (1927-1928). ...На Чантанге славословят Гессер-хана и толкуют о заповедных границах Шамбалы. На Брамарутре знают об Ашрамах Махатм и помнят чудесных Азаров. Евреи ждут у моста Мессию. Мусульмане ожидают Мунтазара. В Исфагане белый конь уже оседлан. Христиане Св. Фомы чают пришествие и носят на себе тайные знаки. Индусы знают Калки Аватара. И китайцы на Новый год зажигают огни перед изображением Гессер-хана - Владыки Мира. Ригден-Джапо, Владыка, несется над пустынями, держит свой сужденный путь на Восток. Кто-то незрячий скажет: "Так ли все это? Нет ли здесь преувеличения? Не приняты ли отрывки пережитков за верования будущего?" Значит, вопрошающий никогда не был на Востоке. Если вы были в этих местах, если вы прошли многие тысячи миль, если вы сами говорили со многими народами, то вы знаете всю жизненность этих устремлений. Вы поймете, отчего об этих священных понятиях говорят в тиши вечера, наедине, тихим задумчивым говором; отчего замолчат при каждом новом пришедшем. Если же скажете, что при госте можно продолжить беседу, то ваши слова встретят с поклоном. И получаете молчаливый, полный значения поклон не вы, но Сам Великий Майтрейя.
Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. Хорошо известны палестинские устремления к Мессии. Известны ожидания великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу. Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание новой эре. Правда, многие муллы, когда вы скажете о Мунтазаре, начнут резко отрицать это, но если вы будете утверждать и, главное, покажете знание вопроса, они переглянутся, улыбнутся и отложат свои отрицания. Даже скажут много значительных подробностей. Они скажут, что в Исфагане стоит белый конь, уже оседланный для великого Пришествия, а в Мекке уже приготовлен саркофаг для будущего Пророка Правды. Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта новая эра в отличие от прошлых, должна наступить стремительно.
Рерих Н.К. Майтрейя / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. Через мост придет Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий и комета, как меч Света в деснице Его. Говорит знатный Абиссинец: "И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету". Разве случайно пришествие Мессии должно произойти через мост? Какой же символ ближе всего мысли об единении, о воссоединении? Уже не по-восточному сидит Майтрейя, но по-западному, со спущенными ногами, готовый к пришествию. "Время сокращено есть". "Воистину не было еще времени, сокращеннее нашего!" "Сгущенно время". "Коротко время", "Узко время", на разных языках восклицают народы, трепеща от предчувствия, собирая вокруг чаяния своего лучшие символы. Без слов скажут, глазами укажут, как устремляется дух их к Тому Великому, которое предчувствовано всеми страданиями, всеми кострами, всем шепотом непонятого сердца. В чем и сознаться даже себе страшно, к мечте прекраснейшей открыт дух народный. И нет затемнения такого, которое бы пересекло путь в будущее, где исправится молитва, настанет мир и возвеселится дух радостью, не теперешнею, ликованием светлого завтра.
Кейланг. 24 августа 1931 г.
Рерих Н.К. Живая Мудрость (Ассоциации Спинозы при Обществе имени Рериха) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!
Гималаи. 26 января 1931 г.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 7-8.01.1923. ...Придя домой, он (Н.К. Рерих. Сост.) решил, что на одной картине напишет мост и сияние, идущее по другую сторону моста, и людей, повергшихся ниц перед мостом... (...) Н.К. сделал набросок этой картины. Вечером у Рерихов Нуця (М.М. Лихтман, один из американских сотрудников Н.К. Рериха. Сост.), который пришел раньше нас всех, увидел набросок... Он вспомнил очень известную легенду, которую знал с детства, о том, что, когда придет Мессия, Он придет по мосту и все люди его встретят; то есть сюжет Н.К. буквален, только Н.К. не знал, что это относится к Мессии, когда рисовал набросок.
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009. 109. Психология восточного человека, преданного высшим понятиям, его сердечная вера выражены в картине "Чудо. Явление Мессии" - семь фигур в белых одеяниях, склонившись в великом благоговении, ожидают пришествия мирового Учителя. Он еще не видим за каменным мостом, но чудесный свет Его ауры, сияющий как солнце, восходит над темным склоном. Это чудо - пробуждение и преображение сознания.
Брэгдон К. Предисловие / Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. Символизм Рериха, как я говорю, не нуждается в толковом словаре, обладая свойствами открытости и универсальности. Пример его общего метода - картина "Чудо" из серии, названной "Мессия". На ней изображена титаническая долина, напоминающая Большой каньон; мир первобытный, застывший; россыпи скал, без видимой флоры и фауны. На переднем плане выделяется естественный мост, и по этому мосту проходит дорога. На ближней стороне моста несколько человеческих фигур, распростёршихся ниц перед чудом великого сияния, идущего из-за моста, - чьего-то сверхъестественного присутствия, чья фигура пока невидима. Это простая, естественная символика, допускающая, вероятно, разные толкования, но ни одно из них не противоречит другому. С объективной точки зрения, эта картина - простая инсценировка ожидания мессии, столь широко распространённого в наши дни, и она подаёт целительную надежду, что хотя его присутствие и не зримо - аура его проясняет тьму, его воздействие уже ощутимо. С субъективной точки зрения, оголённая долина может символизировать состояние души после испытаний и очищений; дорога - "узкий древний путь" к освобождению и совершенству; мост - ту ступень этого пути, на которой совершается переход от низшего сознания к высшему; распростёртые фигуры - те "качества", которые должны быть высвобождены и "перевезены", охваченные благоговением перед чудом ощущаемого приближения "золотого существа", несущего избавление от рабства путём очищения внутреннего зрения. Но огромным достоинством этой картины, при всём её глубоком смысле (а также и других картин этого рода), является красота её красок и композиции. Мистик и метафизик в Рерихе никогда не подавляют художника, и в результате, когда он позволяет себе пользоваться символами, он по-прежнему остаётся лириком, а не литератором: его картины - не проповеди, но песни. "Чудо", несмотря на то, что оно несёт в себе послание, в гораздо меньшей степени есть нравоучение, нежели наслаждение для зрения, обладая пространственными ритмами и цветовыми гармониями, такими же прекрасными и утончёнными, как на бесценных старинных жёлтых китайских коврах. "Рассказ" присутствует, но конечное неизгладимое впечатление - впечатление красоты, и так и должно быть, ибо в иерархии ремёсел и талантов творящий художник - ближе всех к трону Бога.
Комментарии
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).
...На Чантанге славословят Гессер-хана и толкуют о заповедных границах Шамбалы. На Брамарутре знают об Ашрамах Махатм и помнят чудесных Азаров. Евреи ждут у моста Мессию. Мусульмане ожидают Мунтазара. В Исфагане белый конь уже оседлан. Христиане Св. Фомы чают пришествие и носят на себе тайные знаки. Индусы знают Калки Аватара. И китайцы на Новый год зажигают огни перед изображением Гессер-хана - Владыки Мира. Ригден-Джапо, Владыка, несется над пустынями, держит свой сужденный путь на Восток. Кто-то незрячий скажет: "Так ли все это? Нет ли здесь преувеличения? Не приняты ли отрывки пережитков за верования будущего?"
Значит, вопрошающий никогда не был на Востоке. Если вы были в этих местах, если вы прошли многие тысячи миль, если вы сами говорили со многими народами, то вы знаете всю жизненность этих устремлений. Вы поймете, отчего об этих священных понятиях говорят в тиши вечера, наедине, тихим задумчивым говором; отчего замолчат при каждом новом пришедшем. Если же скажете, что при госте можно продолжить беседу, то ваши слова встретят с поклоном. И получаете молчаливый, полный значения поклон не вы, но Сам Великий Майтрейя.
Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
Хорошо известны палестинские устремления к Мессии. Известны ожидания великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки каббалы, распространенны е по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание новой эре. Правда, многие муллы, когда вы скажете о Мунтазаре, начнут резко отрицать это, но если вы будете утверждать и, главное, покажете знание вопроса, они переглянутся, улыбнутся и отложат свои отрицания. Даже скажут много значительных подробностей. Они скажут, что в Исфагане стоит белый конь, уже оседланный для великого Пришествия, а в Мекке уже приготовлен саркофаг для будущего Пророка Правды.
Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта новая эра в отличие от прошлых, должна наступить стремительно.
Рерих Н.К. Майтрейя / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Через мост придет Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий и комета, как меч Света в деснице Его. Говорит знатный Абиссинец: "И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету".
Разве случайно пришествие Мессии должно произойти через мост? Какой же символ ближе всего мысли об единении, о воссоединении? Уже не по-восточному сидит Майтрейя, но по-западному, со спущенными ногами, готовый к пришествию. "Время сокращено есть". "Воистину не было еще времени, сокращеннее нашего!" "Сгущенно время". "Коротко время", "Узко время", на разных языках восклицают народы, трепеща от предчувствия, собирая вокруг чаяния своего лучшие символы. Без слов скажут, глазами укажут, как устремляется дух их к Тому Великому, которое предчувствовано всеми страданиями, всеми кострами, всем шепотом непонятого сердца. В чем и сознаться даже себе страшно, к мечте прекраснейшей открыт дух народный. И нет затемнения такого, которое бы пересекло путь в будущее, где исправится молитва, настанет мир и возвеселится дух радостью, не теперешнею, ликованием светлого завтра.
Кейланг.
24 августа 1931 г.
Рерих Н.К. Живая Мудрость (Ассоциации Спинозы при Обществе имени Рериха) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!
Гималаи. 26 января 1931 г.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 7-8.01.1923.
...Придя домой, он (Н.К. Рерих. Сост.) решил, что на одной картине напишет мост и сияние, идущее по другую сторону моста, и людей, повергшихся ниц перед мостом... (...)
Н.К. сделал набросок этой картины. Вечером у Рерихов Нуця (М.М. Лихтман, один из американских сотрудников Н.К. Рериха. Сост.), который пришел раньше нас всех, увидел набросок... Он вспомнил очень известную легенду, которую знал с детства, о том, что, когда придет Мессия, Он придет по мосту и все люди его встретят; то есть сюжет Н.К. буквален, только Н.К. не знал, что это относится к Мессии, когда рисовал набросок.
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.
109. Психология восточного человека, преданного высшим понятиям, его сердечная вера выражены в картине "Чудо. Явление Мессии" - семь фигур в белых одеяниях, склонившись в великом благоговении, ожидают пришествия мирового Учителя. Он еще не видим за каменным мостом, но чудесный свет Его ауры, сияющий как солнце, восходит над темным склоном. Это чудо - пробуждение и преображение сознания.
Брэгдон К. Предисловие / Рерих Н.К. Алтай - Гималаи.
Символизм Рериха, как я говорю, не нуждается в толковом словаре, обладая свойствами открытости и универсальности . Пример его общего метода - картина "Чудо" из серии, названной "Мессия". На ней изображена титаническая долина, напоминающая Большой каньон; мир первобытный, застывший; россыпи скал, без видимой флоры и фауны. На переднем плане выделяется естественный мост, и по этому мосту проходит дорога. На ближней стороне моста несколько человеческих фигур, распростёршихся ниц перед чудом великого сияния, идущего из-за моста, - чьего-то сверхъестествен ного присутствия, чья фигура пока невидима. Это простая, естественная символика, допускающая, вероятно, разные толкования, но ни одно из них не противоречит другому. С объективной точки зрения, эта картина - простая инсценировка ожидания мессии, столь широко распространённо го в наши дни, и она подаёт целительную надежду, что хотя его присутствие и не зримо - аура его проясняет тьму, его воздействие уже ощутимо. С субъективной точки зрения, оголённая долина может символизировать состояние души после испытаний и очищений; дорога - "узкий древний путь" к освобождению и совершенству; мост - ту ступень этого пути, на которой совершается переход от низшего сознания к высшему; распростёртые фигуры - те "качества", которые должны быть высвобождены и "перевезены", охваченные благоговением перед чудом ощущаемого приближения "золотого существа", несущего избавление от рабства путём очищения внутреннего зрения.
Но огромным достоинством этой картины, при всём её глубоком смысле (а также и других картин этого рода), является красота её красок и композиции. Мистик и метафизик в Рерихе никогда не подавляют художника, и в результате, когда он позволяет себе пользоваться символами, он по-прежнему остаётся лириком, а не литератором: его картины - не проповеди, но песни. "Чудо", несмотря на то, что оно несёт в себе послание, в гораздо меньшей степени есть нравоучение, нежели наслаждение для зрения, обладая пространственны ми ритмами и цветовыми гармониями, такими же прекрасными и утончёнными, как на бесценных старинных жёлтых китайских коврах. "Рассказ" присутствует, но конечное неизгладимое впечатление - впечатление красоты, и так и должно быть, ибо в иерархии ремёсел и талантов творящий художник - ближе всех к трону Бога.