Холст, темпера; 87,5 х 117,5 см. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США. "Его страна". Серия (1924 г.)
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
+1#Описание картины Николая Рериха: Помни 1924 г. —
Музей Арт-Рисунок13.10.2013 06:51
О картине
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923-1924) Складывается серия "Его страна" и начинается серия "Знамена Востока". В июне после первых дождей оказалось, что вся темпера покрылась белыми пятнами плесени. Нужно было усиленно топить, чтобы она высохла и начала сходить.
"Его страна". В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 30.11.1924. Бурлюк привел группу из ста русских - рабочих и интеллигентов, и Н.К. объяснял им новые картины. Так просто и ясно. (...) "Его Страна" - "Помни!" - тот, кто собирается на подвиг.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 2.12.1924. Завтракали с Н.К. Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
(...) 3-я комната
[Серия] "Его Страна": 1) ["Помни"]. Начало достижений. 2) ["Спешащий"]. Вестник. 3) "Книга Мудрости". Предгималаи. 4) ["Ведущая"]. Ведет по Пути - над ледником. Гуань-инь - символ Матери Мира... 5) "Жемчуг исканий". Равновесие земного и небесного. 6) ["Будда в подводном царстве"]. Глубже глубин. 7) "Выше гор". Эверест с высоты. 8 "Жар-цвет". Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль. 9) ["Конь Счастья"]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур - свидетели. "Сожжение тьмы". Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест. "Звезда Матери Мира". Напоминает о новом культе Азии. "Белый Храм". Зодчество облачных форм. "Джелап-ла". Путь на Тибет. (...) "Турфанская Мадонна". Древнейшее изображение Богоматери.
Рерих Н.К. Пора / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
ПОРА
Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных. Подумай о счастье, если один знак найдем мы. Надо до солнца пойти. Ночью все приготовить. Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно. Я не запомню такого. Вчера еще Кассиопея была и грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал. И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все. Орион и Арктур засверкали. За Алтаиром далеко новые звездные знаки блестят, и туманность созвездий ясна и прозрачна. Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем? Звездные руны проснулись. Бери свое достоянье. Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора.
1916
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009. 155. Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине "Помни", которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте. Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы - свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.
Сидоров В.М. Весть (Поэма) // "Огонёк", 1972, No 40.
Весть
Отдых окончен. И нынче тебе Чётко намечена новая веха. Но окликает на узкой тропе В час расставанья негромкое эхо. Остановись и вглядись, человек, В этот сверкающий красками полдень. Всё, что теперь оставляешь навек, Помни! Как устремлён в неизвестное взгляд, Как напряжён в ожиданье разлуки! Линии света призывно звенят, Краски, светясь, превращаются в звуки. Всё, что звучит и искрится сейчас, В сердце твоём отзывается болью. Это не стон, не мольба, а приказ: Помни! (...)
Этот бессмертный и радостный зов, Что небосвод и всю землю наполнил, Что человеку понятен без слов, Помни!
Комментарии
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923-1924)
Складывается серия "Его страна" и начинается серия "Знамена Востока". В июне после первых дождей оказалось, что вся темпера покрылась белыми пятнами плесени. Нужно было усиленно топить, чтобы она высохла и начала сходить.
"Его страна". В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 30.11.1924.
Бурлюк привел группу из ста русских - рабочих и интеллигентов, и Н.К. объяснял им новые картины. Так просто и ясно. (...) "Его Страна" - "Помни!" - тот, кто собирается на подвиг.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 2.12.1924.
Завтракали с Н.К. Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
(...) 3-я комната
[Серия] "Его Страна":
1) ["Помни"]. Начало достижений.
2) ["Спешащий"]. Вестник.
3) "Книга Мудрости". Предгималаи.
4) ["Ведущая"]. Ведет по Пути - над ледником. Гуань-инь - символ Матери Мира...
5) "Жемчуг исканий". Равновесие земного и небесного.
6) ["Будда в подводном царстве"]. Глубже глубин.
7) "Выше гор". Эверест с высоты.
8 "Жар-цвет". Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль.
9) ["Конь Счастья"]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур - свидетели.
"Сожжение тьмы". Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.
"Звезда Матери Мира". Напоминает о новом культе Азии.
"Белый Храм". Зодчество облачных форм.
"Джелап-ла". Путь на Тибет.
(...)
"Турфанская Мадонна". Древнейшее изображение Богоматери.
Рерих Н.К. Пора / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
ПОРА
Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
один знак найдем мы.
Надо до солнца пойти.
Ночью все приготовить.
Небо ночное, смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Вчера еще Кассиопея
была и грустна и туманна,
Альдебаран пугливо мерцал.
И не показалась Венера.
Но теперь воспрянули все.
Орион и Арктур засверкали.
За Алтаиром далеко
новые звездные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.
1916
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.
155. Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине "Помни", которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте.
Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы - свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.
Сидоров В.М. Весть (Поэма) // "Огонёк", 1972, No 40.
Весть
Отдых окончен. И нынче тебе
Чётко намечена новая веха.
Но окликает на узкой тропе
В час расставанья негромкое эхо.
Остановись и вглядись, человек,
В этот сверкающий красками полдень.
Всё, что теперь оставляешь навек,
Помни!
Как устремлён в неизвестное взгляд,
Как напряжён в ожиданье разлуки!
Линии света призывно звенят,
Краски, светясь, превращаются в звуки.
Всё, что звучит и искрится сейчас,
В сердце твоём отзывается болью.
Это не стон, не мольба, а приказ:
Помни! (...)
Этот бессмертный и радостный зов,
Что небосвод и всю землю наполнил,
Что человеку понятен без слов,
Помни!