Холст, темпера; 88,5 х 116,5 см. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США. "Его страна". Серия (1924 г.)
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
+1#Описание картины Николая Рериха: Сокровище мира - Чинтамани 1924 г. —
Музей Арт-Рисунок13.10.2013 07:14
О картине
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким (1924). Рига: Виеда, 1992. ...Чинтамани - Конь, несущий на спине чудесный камень - сокровище Мира.
Рерих Н.К. Свет пустыни (Листы экспедиции) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище. Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: "Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс". А другой наш спутник улыбнется: "Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха". Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события. "Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает ему возможность знать врагов и опасности или счастливые события". Слушатель спрашивает: "А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?" Рассказчик продолжает: "Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется камень". Костры пылают, как древние огни священного служения. (...) На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?
Ганток. 1928 г.
Рерих Н.К. Эрдени Мори / Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. (См. также Рерих Н.К. "Эрдени Мори" (Монгольский эпос) / Химават. Самара: Агни, 1995). В сагах знаем героев на белых конях. Видели белого коня Святого Егория. Видели белых коней Флора и Лавра. Видели белых коней литовского бога Световита; на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коня Химвата с огненной ношей Чинтамани. На картинах китайских белые олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства Китайского. От коня стена великая. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори - белый конь, будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее, великий всадник обращает лица ждущих - туда, куда нужно. Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть. Когда-то, рано погибший, Леонид Семенов-Тян-Шанский принес мне свою огненную поэму "Белые кони". Поэт не знал тогда о легендах белого коня. Несмотря на азиатскую фамилию, полученную от деда, поэт был не близок Азии. Но он был настоящий поэт и поэтому своими путями пришел к восточному сознанию. Помню беседу с Владимиром Соловьевым у Стасова, когда обсуждалась моя картина "Световитовы кони", а философ приговаривал, теребя свою бороду; "Восток, Восток!" Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре. На скифских бронзах кони занимают такое существенное место. Конечно, они - носители быта. И в сказках коню приписываются вещие качества. Богатырь влезает в одно ушко и усиленным, мудрым, вылезает из другого. Конь в сагах предупреждает воина об опасности. И в курганах конский костяк не расстается со своим хозяином. (...)
* * *
Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о сужденном сокровище, они все же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий, и необычный, - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствования. Кому-то - сказки. А кому-то - быль. Кто-то убоится. А кто-то развернет страницы книги принесенной. И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях. И всем темным невыносим свет. Почему они так ощетинились? Ведь они ужасаются о себе самих, когда не прочли книги, когда отвернулись от Света. И отвернувшись от Света малого, разве выдержат их глаза Свет Великий! (...) Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори? На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори.
31 марта 1935 г. Пинцог Деделинг.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 30.11.1924. Бурлюк привел группу из ста русских - рабочих и интеллигентов, и Н.К. объяснял им новые картины. Так просто и ясно. (...) "Чинтамани" - легенда, что из недр наверх будет вынесено Сокровище Мира - на коне, без проводника.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 2.12.24. Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
3-я комната
[Серия] "Его Страна": 1) ["Помни"]. Начало достижений. 2) ["Спешащий"]. Вестник. 3) "Книга Мудрости". Предгималаи. 9) ["Конь Счастья"]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур - свидетели. "Сожжение тьмы". Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
СОКРОВИЩЕ МИРА
По картине "Сокровище Мира. Чинтамани"
По камням, неровным, скользким, острым, По ущельям, узким и глухим, Вдоль обрывов в бездну, осторожной Горной поступью идёт один
Белый конь. Несёт он бережливо Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак, Светоч мира, данный на Вершинах, Камень, заповеданный в веках.
Лики скал дивятся каменело В напряжённой гулкой тишине Огне-голубому озаренью, Проплывающему на коне.
Отблеск зорь грядущего восхода В пламени Сокровища горит Долгожданного.
Комментарии
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким (1924). Рига: Виеда, 1992.
...Чинтамани - Конь, несущий на спине чудесный камень - сокровище Мира.
Рерих Н.К. Свет пустыни (Листы экспедиции) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.
Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:
"Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс". А другой наш спутник улыбнется:
"Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха".
Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.
"Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает ему возможность знать врагов и опасности или счастливые события".
Слушатель спрашивает:
"А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?"
Рассказчик продолжает:
"Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется камень".
Костры пылают, как древние огни священного служения. (...)
На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?
Ганток. 1928 г.
Рерих Н.К. Эрдени Мори / Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. (См. также Рерих Н.К. "Эрдени Мори" (Монгольский эпос) / Химават. Самара: Агни, 1995).
В сагах знаем героев на белых конях.
Видели белого коня Святого Егория.
Видели белых коней Флора и Лавра.
Видели белых коней литовского бога Световита; на белых конях мчались валькирии.
Слышали о коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коня Химвата с огненной ношей Чинтамани.
На картинах китайских белые олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства Китайского. От коня стена великая. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори - белый конь, будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее, великий всадник обращает лица ждущих - туда, куда нужно.
Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть.
Когда-то, рано погибший, Леонид Семенов-Тян-Шан ский принес мне свою огненную поэму "Белые кони". Поэт не знал тогда о легендах белого коня. Несмотря на азиатскую фамилию, полученную от деда, поэт был не близок Азии. Но он был настоящий поэт и поэтому своими путями пришел к восточному сознанию.
Помню беседу с Владимиром Соловьевым у Стасова, когда обсуждалась моя картина "Световитовы кони", а философ приговаривал, теребя свою бороду; "Восток, Восток!" Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре.
На скифских бронзах кони занимают такое существенное место. Конечно, они - носители быта. И в сказках коню приписываются вещие качества. Богатырь влезает в одно ушко и усиленным, мудрым, вылезает из другого. Конь в сагах предупреждает воина об опасности. И в курганах конский костяк не расстается со своим хозяином. (...)
* * *
Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о сужденном сокровище, они все же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий, и необычный, - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствован ия. Кому-то - сказки. А кому-то - быль. Кто-то убоится. А кто-то развернет страницы книги принесенной.
И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях. И всем темным невыносим свет. Почему они так ощетинились? Ведь они ужасаются о себе самих, когда не прочли книги, когда отвернулись от Света. И отвернувшись от Света малого, разве выдержат их глаза Свет Великий! (...)
Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?
На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори.
31 марта 1935 г. Пинцог Деделинг.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 30.11.1924.
Бурлюк привел группу из ста русских - рабочих и интеллигентов, и Н.К. объяснял им новые картины. Так просто и ясно. (...) "Чинтамани" - легенда, что из недр наверх будет вынесено Сокровище Мира - на коне, без проводника.
Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 2.12.24.
Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
3-я комната
[Серия] "Его Страна":
1) ["Помни"]. Начало достижений.
2) ["Спешащий"]. Вестник.
3) "Книга Мудрости". Предгималаи.
9) ["Конь Счастья"]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур - свидетели.
"Сожжение тьмы". Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
СОКРОВИЩЕ МИРА
По картине "Сокровище Мира. Чинтамани"
По камням, неровным, скользким, острым,
По ущельям, узким и глухим,
Вдоль обрывов в бездну, осторожной
Горной поступью идёт один
Белый конь. Несёт он бережливо
Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак,
Светоч мира, данный на Вершинах,
Камень, заповеданный в веках.
Лики скал дивятся каменело
В напряжённой гулкой тишине
Огне-голубому озаренью,
Проплывающему на коне.
Отблеск зорь грядущего восхода
В пламени Сокровища горит Долгожданного.
Во тьму народов
Послан белый огненный Магнит.
1943 г.