0#Описание картины Николая Рериха: Пророк Магомет (1-ый вариант картины - 1925 г.) 1932 г. —
Музей Арт-Рисунок25.10.2013 17:40
О картине
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким, Ташидинг (1924). Разве чужды символы индусской Тримурти - Троицы? Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской елки? А все детали устройства алтарей храмов? А схимники и пещерники, затворившиеся в каменных гробах? А лампады и огни заклинаний?.. И камни, брошенные в Будду его близким родственником, разве не сродни камням Стефана? Право, не случайно запечатлена буддийская легенда на фресках пизанского Кампо Санто. И глубокое значение имеет мусульманское предание, что матерь Иисуса явилась матери Магомета перед рождением пророка...
В Джидде - в этом преддверии Мекки - мусульмане особенно почитаемо берегут так называемую Могилу Евы. Тот же - Старого и Нового Завета - Архангел Гавриил на горе Хира указал Магомету начать проповедь. Тот же самый.
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, VI. Лэ - Каракорум - Хотан (1925). 23 сентября (...) ...Так к вечеру подходим к подножию перевала Карал-Даван. Здесь фантастика горных нагромождений. Останавливаемся у самого начала крутого подъема. Вечер кончается неожиданной встречей с мусульманином. Вот на границе пустыни разговор идет о Магомете, о домашней жизни Пророка, о его уважении к женщине. Разговор идет о движении ахмадиев, о легендах, говорящих, что могила Христа находится в Шринагаре, а могила Марии - в Кашгаре. Опять о манускрипте об Иссе в Хемисе. Мусульмане особенно интересуются этой рукописью. Только бы она не была украдена.
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, IX. Карашар - Джунгария (1926). 22 апреля. (...) Интересно говорит Ат-Табари о пророческом призвании Магомета ("История пророков и царей"). "Первое, чем началось откровение посланника божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришел к нему предвечно Истинный. И сказал ему: "Магомет, ты - посланник Божий". "Я стал на колени, - говорит посланник Божий, - и стою жду. Затем медленно я вышел. Сердце мое трепетало. Я пришел к Хадидже и сказал: "Закутайте, закутайте меня", и прошел страх мой. И Он опять явился мне и сказал: "Магомет, я Гавриил, а ты - посланник Божий". Восклицание: "Закутайте меня" - придает такой оккультно подлинный характер сообщению. "Сказал Магомету Варака, сын Науфала: "Это божественное откровение, которое было ниспослано Маисею, сыну Умрана. Если бы я дожил до того времени, когда твой народ изгонит тебя!" - "Разве я буду изгнан им?" - сказал Магомет. "Да, - ответил он. - Поистине, никогда не являлся человек с тем, с чем ты явился, без того чтобы не возбудить к себе вражду. Воистину будут считать тебя лжецом, будут причинять тебе неприятности, будут изгонять и сражаться с тобой". Слова Вараки увеличили твердость его и рассеяли его беспокойство".
Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. В продолжение многодневного прохода через необитаемое нагорье, конечно, нельзя ожидать найти какие-либо следы религиозной жизни. Тем не менее, даже около ледников несколько раз обстоятельства напомнили нам великие имена будущего. Поздним вечером как раз перед переходом скалистого Караул Давана нас посетил нежданный гость, старый седобородый мусульманин. Окруженные огромными скалами, сидя перед входом в палатку, залитые яркой луной, мы беседовали о Коране и Магомете. Он говорил нам о том, как Магомет уважал женщину. Затем он говорил о манускриптах и легендах об Иссе, лучшем из сынов человеческих. Исса - это Иисус. Он говорил, как мусульмане жадно собирают всеми способами все относящееся до Иссы. После Иссы мы толковали о Мунтазаре, этом соответственном понятии индусскому Калки Аватару и Майтрейе буддистов. Наш неожиданный друг вошел в полный энтузиазм. На его губах имя Майтрейи звучало с тем же уважением, как и имя Мунтазара. Будущее единение мира, будущие радости взаимного понимания звучали в его надеждах.
Письмо Н.К. Рериха барону М.А. Таубе от 19 апреля 1932 г. / Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. Н.К. Рерих - барону М.А. Таубе
Урусвати, апрель 19, 1932
...Посылаю при сем снимочек с моей картины "Магомет на горе Хира получает Указ Архангела Гавриила". Передайте его Вашему другу; мне приходилось слышать очень трогательные отзывы единоверцев Магомета об этой картине, отмечавших понимание традиции в сокрытии лица Пророка.
Комментарии
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, II Сикким, Ташидинг (1924).
Разве чужды символы индусской Тримурти - Троицы? Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской елки? А все детали устройства алтарей храмов? А схимники и пещерники, затворившиеся в каменных гробах? А лампады и огни заклинаний?.. И камни, брошенные в Будду его близким родственником, разве не сродни камням Стефана? Право, не случайно запечатлена буддийская легенда на фресках пизанского Кампо Санто. И глубокое значение имеет мусульманское предание, что матерь Иисуса явилась матери Магомета перед рождением пророка...
В Джидде - в этом преддверии Мекки - мусульмане особенно почитаемо берегут так называемую Могилу Евы. Тот же - Старого и Нового Завета - Архангел Гавриил на горе Хира указал Магомету начать проповедь. Тот же самый.
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, VI. Лэ - Каракорум - Хотан (1925).
23 сентября (...)
...Так к вечеру подходим к подножию перевала Карал-Даван. Здесь фантастика горных нагромождений. Останавливаемся у самого начала крутого подъема.
Вечер кончается неожиданной встречей с мусульманином. Вот на границе пустыни разговор идет о Магомете, о домашней жизни Пророка, о его уважении к женщине. Разговор идет о движении ахмадиев, о легендах, говорящих, что могила Христа находится в Шринагаре, а могила Марии - в Кашгаре. Опять о манускрипте об Иссе в Хемисе. Мусульмане особенно интересуются этой рукописью. Только бы она не была украдена.
Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, IX. Карашар - Джунгария (1926).
22 апреля. (...)
Интересно говорит Ат-Табари о пророческом призвании Магомета ("История пророков и царей"). "Первое, чем началось откровение посланника божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришел к нему предвечно Истинный. И сказал ему: "Магомет, ты - посланник Божий".
"Я стал на колени, - говорит посланник Божий, - и стою жду. Затем медленно я вышел. Сердце мое трепетало. Я пришел к Хадидже и сказал: "Закутайте, закутайте меня", и прошел страх мой. И Он опять явился мне и сказал: "Магомет, я Гавриил, а ты - посланник Божий".
Восклицание: "Закутайте меня" - придает такой оккультно подлинный характер сообщению.
"Сказал Магомету Варака, сын Науфала: "Это божественное откровение, которое было ниспослано Маисею, сыну Умрана. Если бы я дожил до того времени, когда твой народ изгонит тебя!" - "Разве я буду изгнан им?" - сказал Магомет. "Да, - ответил он. - Поистине, никогда не являлся человек с тем, с чем ты явился, без того чтобы не возбудить к себе вражду. Воистину будут считать тебя лжецом, будут причинять тебе неприятности, будут изгонять и сражаться с тобой". Слова Вараки увеличили твердость его и рассеяли его беспокойство".
Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
В продолжение многодневного прохода через необитаемое нагорье, конечно, нельзя ожидать найти какие-либо следы религиозной жизни. Тем не менее, даже около ледников несколько раз обстоятельства напомнили нам великие имена будущего.
Поздним вечером как раз перед переходом скалистого Караул Давана нас посетил нежданный гость, старый седобородый мусульманин. Окруженные огромными скалами, сидя перед входом в палатку, залитые яркой луной, мы беседовали о Коране и Магомете. Он говорил нам о том, как Магомет уважал женщину. Затем он говорил о манускриптах и легендах об Иссе, лучшем из сынов человеческих. Исса - это Иисус. Он говорил, как мусульмане жадно собирают всеми способами все относящееся до Иссы. После Иссы мы толковали о Мунтазаре, этом соответственном понятии индусскому Калки Аватару и Майтрейе буддистов. Наш неожиданный друг вошел в полный энтузиазм. На его губах имя Майтрейи звучало с тем же уважением, как и имя Мунтазара. Будущее единение мира, будущие радости взаимного понимания звучали в его надеждах.
Письмо Н.К. Рериха барону М.А. Таубе от 19 апреля 1932 г. / Знамя Мира. М.: МЦР, 1995.
Н.К. Рерих - барону М.А. Таубе
Урусвати,
апрель 19, 1932
...Посылаю при сем снимочек с моей картины "Магомет на горе Хира получает Указ Архангела Гавриила". Передайте его Вашему другу; мне приходилось слышать очень трогательные отзывы единоверцев Магомета об этой картине, отмечавших понимание традиции в сокрытии лица Пророка.