0#Описание картины Николая Рериха: Звенигород 1933 г. —
Музей Арт-Рисунок27.10.2013 18:58
О картине
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. X. Алтай (1926). Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты? Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород. Рерих Н.К. Жальник, место сострадания / Шамбала. М.: МЦР, 1994. На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением. Они знают много - эти горные леса. Они стоят в изумлении перед снежными хребтами гор. Их корни знают, какие богатства, какие неисчислимые минеральные сокровища хранятся в каменных глубинах гор для будущего процветания человечества. И корни этих гигантских деревьев нежно обнимают серые камни. Эти камни являются "местом сострадания". Кто знает, кто положил их сюда? И кто видел людей, благоговейно распростертых у подножья этих каменных нагромождений? Слышал ли этот народ о будущих богатствах этой страны? Знали ли они о Звенигороде, Городе Колоколов? Были ли они теми, кто постиг сагу о реке Катуни, о событиях, произошедших на берегах этой реки, которая катит огромные камни с Белой Горы, Белухи? Были ли эти люди поселенцами или странниками?..
Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. И древняя мудрость перенесла в Сибирь - драгоценные горы Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру. Там "кузнец кует судьбу человеческую на серебряных горах". Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет! (...) Странно бы говорить о всемирном значении Сибири. Оно известно всем школьникам. Иноземцы, разглядывая карту Сибири, лишь спрашивают, а верны ли промеры? Так озадачивает сибирская беспредельность! Говорить еще о камнях-самоцветах, о рудах и открытых, и еще неизведанных, писанных и не писанных? Сказать ли о лесах, о скотоводстве, о промыслах, о земле? Называть ли великие числа и меры, которые все же не ответят действительности?... Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут, и очищают, и велят идти к преуспению, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого. Будем праздновать день Ермака. Радостно вспомним, что во всех просторах сибирских это имя, как стяг, звучит неутомимою бодростью.
Рерих Н.К. Женщинам. Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992 И потому желаю вам. Сестры Алтая, Сестры Золотой Горы, преодолеть все огненные преграды, отвергнув всякий страх и сомнение, и безудержно, неутомимо, героически терпеливо строить светлый Звенигород, созидая несокрушимый Кремль Красоты. И воздыхание станет вдохновением Благодати. И в Победе Духа будут сиять дерзание и восторг и Красота.
Духом с Вами, Н. Р. Гималаи. Апрель, 1931 г.
Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Белая Гора / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993. Гора Белая, Гора, познавшая, откуда вода белая пришла. Пошлет Гора камни Катуни. Сносят камни берега белые, разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью Катунь, идет война. Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье? Возьму посох кедра, окручусь белой одеждою, подымусь на Белую Гору, у нее спрошу - откуда пошла белая вода? От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая! Камень ли горит? Тайна обозначилась. Пойдем, братие, на тот Свет сияющий! Невиданное увидено. Неслыханное услышано. На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал. Удалимся в город и послушаем Книгу Великую.
Комментарии
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. X. Алтай (1926).
Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?
Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.
Рерих Н.К. Жальник, место сострадания / Шамбала. М.: МЦР, 1994.
На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением. Они знают много - эти горные леса. Они стоят в изумлении перед снежными хребтами гор. Их корни знают, какие богатства, какие неисчислимые минеральные сокровища хранятся в каменных глубинах гор для будущего процветания человечества.
И корни этих гигантских деревьев нежно обнимают серые камни. Эти камни являются "местом сострадания".
Кто знает, кто положил их сюда? И кто видел людей, благоговейно распростертых у подножья этих каменных нагромождений? Слышал ли этот народ о будущих богатствах этой страны? Знали ли они о Звенигороде, Городе Колоколов? Были ли они теми, кто постиг сагу о реке Катуни, о событиях, произошедших на берегах этой реки, которая катит огромные камни с Белой Горы, Белухи?
Были ли эти люди поселенцами или странниками?..
Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
И древняя мудрость перенесла в Сибирь - драгоценные горы Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру. Там "кузнец кует судьбу человеческую на серебряных горах". Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветны травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет! (...)
Странно бы говорить о всемирном значении Сибири. Оно известно всем школьникам. Иноземцы, разглядывая карту Сибири, лишь спрашивают, а верны ли промеры? Так озадачивает сибирская беспредельность ! Говорить еще о камнях-самоцвет ах, о рудах и открытых, и еще неизведанных, писанных и не писанных? Сказать ли о лесах, о скотоводстве, о промыслах, о земле? Называть ли великие числа и меры, которые все же не ответят действительности?...
Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут, и очищают, и велят идти к преуспению, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого.
Будем праздновать день Ермака. Радостно вспомним, что во всех просторах сибирских это имя, как стяг, звучит неутомимою бодростью.
Рерих Н.К. Женщинам. Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992
И потому желаю вам. Сестры Алтая, Сестры Золотой Горы, преодолеть все огненные преграды, отвергнув всякий страх и сомнение, и безудержно, неутомимо, героически терпеливо строить светлый Звенигород, созидая несокрушимый Кремль Красоты.
И воздыхание станет вдохновением Благодати. И в Победе Духа будут сиять дерзание и восторг и Красота.
Духом с Вами, Н. Р.
Гималаи. Апрель, 1931 г.
Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Белая Гора / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993.
Гора Белая, Гора, познавшая, откуда вода белая пришла.
Пошлет Гора камни Катуни. Сносят камни берега белые, разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью Катунь, идет война.
Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье?
Возьму посох кедра, окручусь белой одеждою, подымусь на Белую Гору, у нее спрошу - откуда пошла белая вода?
От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!
Камень ли горит? Тайна обозначилась.
Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!
Невиданное увидено. Неслыханное услышано.
На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.
Удалимся в город и послушаем Книгу Великую.