0#Описание картины Николая Рериха: Аджанта. Скальные храмы 1938 г. —
Музей Арт-Рисунок06.11.2013 20:09
О картине
Аджанта - преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра, созданные в период II в. до н.э. - VII в. н.э. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа - чайтья (молельные залы) и вихара (общины буддийских монахов). Всемирно известна настенная роспись пещер - фрески (минеральными красками по сухой штукатурке). Уникальные росписи Аджанты замечательны богатством жизненных наблюдений, смелостью фантазии, красотой композиции, ритма и цвета и по существу дают широкую картину многообразной индийской жизни.
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923-1924). ...Фатехпур Сикри, Агра - редкие обломки ушедшей культуры. Но стенопись Аджанты уже не прочна. (...) Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате - все это говорит о каких-то других временах, теперь уже неприложимых. Существует известие, что уже во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду. Воду, питающую очаг. И колодезь, так же как в библейские времена, остается местом средоточия всего поселения.
Рерих Н.К. Обзоры искусства / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995. ...Многие обзоры искусства придется пересмотреть, предпосылая широкий и доброжелательный взгляд. Не нужно думать, что сказанное относится лишь к русскому искусству, и в других обзорах часто можно найти тот же недостаток. В последнем номере чикагского журнала "Юнити" доктор Кезинс справедливо отчитал американского писателя Ван-Луна за его пристрастное суждение об искусстве Индии. На пространстве более полутысячи страниц всего две из них уделены искусству всей Индии и притом с самыми невежественными замечаниями. Оставлены без внимания такие незабываемые творения Индии, как фрески Аджанты, сказочное величие Эллоры или Элефанты, фееричность Гольта-пасса, красота Амбера, Агры, суровый грандиоз Читора и Гвалиора, все эллинистические и персидские влияния - всего не перечесть. Только небрежная рука высокомерного осудителя могла забросить многовековое искусство в небрежении. Поистине, "распространение неверных сведений есть особо вредное невежество".
7 Декабря 1939 г. "Литературные записки", Рига, 1940
Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995. ...В период войны и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства непостижима Религия. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук - универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны. Представим же себе те блаженные времена, когда создавались величественные фрески Аджанты. Во время войны давайте подумаем о будущих днях мира, утвержденных созиданием, трудом и красотой.
1940 г. Рерих Н.К. Лик Индии / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996. Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее нерешимых противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси, как дома, и русские в Индии тоже. Недаром, подобно Тверитянину пятнадцатого века, говорилось: "От всех бед уйдем в Индию". Замечателен исторический факт появления Долгорукого при дворе Акбара и его особое значение. (...) Один лик Индии, доступный спешащим путешественникам, явит базары, караваны и насыщенную уличную жизнь, в которых, как справедливо заметил еще недавно один русский проезжий, можно видеть подлинный античный мир Сирии и Месопотамии. Но за этим пестрым ликом выдвигается и другой - лик великий, выросший на пещерах Элефанты, Аджанты, Эллоры. О нем же скажут и буддийские реликвии, и Сарнат, и Бодхигая, и цейлонская Анурадхапура, и Канди, и множество других памятников, которые удостоверяют, какая мощная энергия была заложена около них.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009. СКАЛЫ
Скалы, громадные братья! Учите людей молчанью. Торжественность вам знакома, Хранители древних тайн.
Века для вас, как минуты, Проходят грядою стройной; События дней минуют Величие ваших стен.
Людские страсти и горе, Как волны реки бурливой, О ваши твердыни бьются, Откатываясь назад.
А вы, огромные братья, Над всем суетливым миром Стоите неколебимо, Храня в глубине громад
Ваш медленный и глубокий, Загадочный ритм жизни, Дыханье тысячелетий В массивы свои вобрав.
А люди, устав от пыли И шума ненужной жизни, Придут к вам узнать молчанье, Заимствовать простоту
И ту непоколебимость, Которая вам знакома, Немые древние братья, Хранители вечных тайн!
Комментарии
Аджанта - преимущественно буддистский храмово-монасты рский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра, созданные в период II в. до н.э. - VII в. н.э. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа - чайтья (молельные залы) и вихара (общины буддийских монахов). Всемирно известна настенная роспись пещер - фрески (минеральными красками по сухой штукатурке). Уникальные росписи Аджанты замечательны богатством жизненных наблюдений, смелостью фантазии, красотой композиции, ритма и цвета и по существу дают широкую картину многообразной индийской жизни.
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923-1924).
...Фатехпур Сикри, Агра - редкие обломки ушедшей культуры. Но стенопись Аджанты уже не прочна. (...)
Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате - все это говорит о каких-то других временах, теперь уже неприложимых. Существует известие, что уже во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду. Воду, питающую очаг. И колодезь, так же как в библейские времена, остается местом средоточия всего поселения.
Рерих Н.К. Обзоры искусства / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
...Многие обзоры искусства придется пересмотреть, предпосылая широкий и доброжелательны й взгляд. Не нужно думать, что сказанное относится лишь к русскому искусству, и в других обзорах часто можно найти тот же недостаток. В последнем номере чикагского журнала "Юнити" доктор Кезинс справедливо отчитал американского писателя Ван-Луна за его пристрастное суждение об искусстве Индии. На пространстве более полутысячи страниц всего две из них уделены искусству всей Индии и притом с самыми невежественными замечаниями. Оставлены без внимания такие незабываемые творения Индии, как фрески Аджанты, сказочное величие Эллоры или Элефанты, фееричность Гольта-пасса, красота Амбера, Агры, суровый грандиоз Читора и Гвалиора, все эллинистические и персидские влияния - всего не перечесть. Только небрежная рука высокомерного осудителя могла забросить многовековое искусство в небрежении. Поистине, "распространени е неверных сведений есть особо вредное невежество".
7 Декабря 1939 г.
"Литературные записки", Рига, 1940
Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
...В период войны и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства непостижима Религия. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук - универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны. Представим же себе те блаженные времена, когда создавались величественные фрески Аджанты. Во время войны давайте подумаем о будущих днях мира, утвержденных созиданием, трудом и красотой.
1940 г.
Рерих Н.К. Лик Индии / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее нерешимых противоположнос тях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси, как дома, и русские в Индии тоже. Недаром, подобно Тверитянину пятнадцатого века, говорилось: "От всех бед уйдем в Индию". Замечателен исторический факт появления Долгорукого при дворе Акбара и его особое значение. (...)
Один лик Индии, доступный спешащим путешественника м, явит базары, караваны и насыщенную уличную жизнь, в которых, как справедливо заметил еще недавно один русский проезжий, можно видеть подлинный античный мир Сирии и Месопотамии. Но за этим пестрым ликом выдвигается и другой - лик великий, выросший на пещерах Элефанты, Аджанты, Эллоры. О нем же скажут и буддийские реликвии, и Сарнат, и Бодхигая, и цейлонская Анурадхапура, и Канди, и множество других памятников, которые удостоверяют, какая мощная энергия была заложена около них.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
СКАЛЫ
Скалы, громадные братья!
Учите людей молчанью.
Торжественность вам знакома,
Хранители древних тайн.
Века для вас, как минуты,
Проходят грядою стройной;
События дней минуют
Величие ваших стен.
Людские страсти и горе,
Как волны реки бурливой,
О ваши твердыни бьются,
Откатываясь назад.
А вы, огромные братья,
Над всем суетливым миром
Стоите неколебимо,
Храня в глубине громад
Ваш медленный и глубокий,
Загадочный ритм жизни,
Дыханье тысячелетий
В массивы свои вобрав.
А люди, устав от пыли
И шума ненужной жизни,
Придут к вам узнать молчанье,
Заимствовать простоту
И ту непоколебимость,
Которая вам знакома,
Немые древние братья,
Хранители вечных тайн!
5.08.1951 г.