Картон, темпера; 31 х 46 см. Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск, Росссия.
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
0#Описание картины Николая Рериха: Идолы 1943 г. —
Музей Арт-Рисунок12.12.2013 08:32
О картине
Рерих Н.К. Правда / Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО "Агни", 1996. Часто легенда подтверждается фактами. Приведём следующий пример. Когда вы проходите по прекрасному сказочному царству индейских поселений Америки, когда слышите чудесные песни и любуетесь ритуальными танцами, полными глубокого смысла, знакомитесь с образом жизни индейцев и с их домашним обиходом; когда внимательно разглядываете их ноги, обёрнутые белой тканью, или дивитесь на странный головной убор и рубашки с орнаментом; и когда, наконец, вы постигаете богатую фантазию тотемных столбов, возникает ощущение, что находитесь где-то в западной России или в Сибири, если знакомы вам те места. Как же действительно редко возникает такое поразительное сходство на совершенно разных континентах и в совершенно иных условиях жизни. Так, одно это зримое свидетельство укрепляет древнюю легенду о том, что несколько северных индейских племен мигрировало из Сибири на Аляску. И становится понятным, что легенда эта настолько реальна и очевидна, что ничего не скажешь против, особенно, когда видишь этих коренных жителей страны. Во время моей поездки в Санта-Фе в прошлом году, д-р Хьюитт, директор музея в Санта-Фе, выразил желание приобрести для выставки некоторые из моих картин. Я обещал ему предоставить картину специально с подлинно русским сюжетом и выбрал ту, где изображен священный танец вокруг древних идолов славянских племён, причём детали были заимствованы из подлинных материалов раскопок, проводимых мною в России. Несколько позже я понял, что намерение представить именно такой сюжет оправдалось полностью, потому что во время выставки меня много раз спрашивали, доводилось ли мне бывать где-нибудь на Аляске или в деревнях индейцев, поскольку сюжет этот, столь типичный для восточной России или Сибири, как оказалось, очень схож с укладом жизни и американских индейцев. И древний идол славян постоянно сравнивался с тотемным столбом Аляски. Я несведущ в области языковедения, но думаю, что даже в языке могли бы быть найдены своеобразные элементы, напоминающие о связи двух континентов. Как художник, могу утверждать, что образное и музыкальное сходство говорит мне совершенно определённо о том, что эта древняя легенда не вымысел фантазии, а еще один обрывок достоверности. И сколько же обрывков достоверности, таких простых и совсем рядом с нами, забыто и не понято!
Рерих Н.К. "Одеяние духа" / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. В Art Institute была выставлена моя картина "Pagan Russia". Многие приняли ее за Alaska's Totem Pales. И они были правы - так много общего было и в древних изображениях и пейзаже картины. Но древние русские идолы отошли в предание. Alaska's Totem Pales переходит из жизни в зал Музея. Но обобщающий голос все-таки остается. И за нациями поднимается Лик Человечества. И я, названный другом Америки, свидетельствую это.
Chicago, 1921.
Рерих Н.К. Кормон / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995. Ученики знали как бы двух Кормонов. Один приходил в Академию, сурово поправлял рисунок и не вдавался ни в какие рассуждения об искусстве. Другой же Кормон приглашал к себе некоторых учеников, и в праздничные дни у него собиралась целая оживленная группа, встречавшая совсем другого Кормона. В эти минуты подчас он мне напоминал Анатоля Франса. Не скупился на очень меткие и тонкие определения. Умел похвалить, но в то же время успевал бросить какое-то ведущее слово. Приносили к нему напоказ всякие работы и рисунки, и масляные этюды и эскизы, от законченных и до самых зачаточных. Из моих эскизов ему нравились "Идолы", "Поход Владимира на Корсунь", "Волки", "Вороны" и эскизы для "Веча". Можно было ожидать, что краски идолов будут чужды Кормону, но он хотя и приговаривал "farouche, farouche"1, но все-таки показывал остальным ученикам, одобрительно восклицая: "Это для будущего".
1937 г. 1 Дикий (фр.).
Н.К. Рерих (Альбом) / Автор-сост. В.П. Князева. СПб: СОТИС, 1994. С. 58-60. Ещё до отъезда за границу воображение художника волновали идолы - деревянные изображения древних языческих божеств. Он увидел их у Стасова и одного из них получил в подарок. Эти идолы невольно связались в его представлении с лесными курганами бывшего Царскосельского уезда, при раскопках которых ему удавалось обнаружить только обильный уголь и золу. Про эти места Рерих неоднократно слышал в народе смутные предания о том, что здесь "что-то было", что сюда в далёкие времена приходили молиться. Эти народные предания, виды холмов, знание древних языческих обычаев, археологические материалы навели на мысль о создании картины "Идолы ". В самом центре картины - высокий холм... Спуски к реке крутые, неприступные. На этом холме, защищённом со всех сторон самой природой, - древнее языческое капище, место, где люди собирались молиться и приносить жертвы богам. Посреди капища возвышается самый большой идол, главное языческое божество; вокруг него - более мелкие. Они украшены яркими затейливыми орнаментами и резьбой... Священное место окружено плотным частоколом из брёвен. Концы брёвен обтёсаны. На них черепа животных, принесённых богам в жертву. Великолепно найденная кольцевая композиция, строгий ритм вертикалей, изысканность силуэтов, чёткость обобщающей линии рисунка дают произведению монолитное звучание... "Эскиз к идолам меня радует - он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение"1, - писал художник о своём детище в процессе работы.
1 Рукописный отдел ГТГ, фонд Н.К. Рериха, 44/431, л. 2.
Комментарии
Рерих Н.К. Правда / Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО "Агни", 1996.
Часто легенда подтверждается фактами. Приведём следующий пример. Когда вы проходите по прекрасному сказочному царству индейских поселений Америки, когда слышите чудесные песни и любуетесь ритуальными танцами, полными глубокого смысла, знакомитесь с образом жизни индейцев и с их домашним обиходом; когда внимательно разглядываете их ноги, обёрнутые белой тканью, или дивитесь на странный головной убор и рубашки с орнаментом; и когда, наконец, вы постигаете богатую фантазию тотемных столбов, возникает ощущение, что находитесь где-то в западной России или в Сибири, если знакомы вам те места. Как же действительно редко возникает такое поразительное сходство на совершенно разных континентах и в совершенно иных условиях жизни. Так, одно это зримое свидетельство укрепляет древнюю легенду о том, что несколько северных индейских племен мигрировало из Сибири на Аляску. И становится понятным, что легенда эта настолько реальна и очевидна, что ничего не скажешь против, особенно, когда видишь этих коренных жителей страны.
Во время моей поездки в Санта-Фе в прошлом году, д-р Хьюитт, директор музея в Санта-Фе, выразил желание приобрести для выставки некоторые из моих картин. Я обещал ему предоставить картину специально с подлинно русским сюжетом и выбрал ту, где изображен священный танец вокруг древних идолов славянских племён, причём детали были заимствованы из подлинных материалов раскопок, проводимых мною в России. Несколько позже я понял, что намерение представить именно такой сюжет оправдалось полностью, потому что во время выставки меня много раз спрашивали, доводилось ли мне бывать где-нибудь на Аляске или в деревнях индейцев, поскольку сюжет этот, столь типичный для восточной России или Сибири, как оказалось, очень схож с укладом жизни и американских индейцев. И древний идол славян постоянно сравнивался с тотемным столбом Аляски.
Я несведущ в области языковедения, но думаю, что даже в языке могли бы быть найдены своеобразные элементы, напоминающие о связи двух континентов. Как художник, могу утверждать, что образное и музыкальное сходство говорит мне совершенно определённо о том, что эта древняя легенда не вымысел фантазии, а еще один обрывок достоверности. И сколько же обрывков достоверности, таких простых и совсем рядом с нами, забыто и не понято!
Рерих Н.К. "Одеяние духа" / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
В Art Institute была выставлена моя картина "Pagan Russia". Многие приняли ее за Alaska's Totem Pales. И они были правы - так много общего было и в древних изображениях и пейзаже картины. Но древние русские идолы отошли в предание. Alaska's Totem Pales переходит из жизни в зал Музея. Но обобщающий голос все-таки остается. И за нациями поднимается Лик Человечества.
И я, названный другом Америки, свидетельствую это.
Chicago, 1921.
Рерих Н.К. Кормон / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Ученики знали как бы двух Кормонов. Один приходил в Академию, сурово поправлял рисунок и не вдавался ни в какие рассуждения об искусстве. Другой же Кормон приглашал к себе некоторых учеников, и в праздничные дни у него собиралась целая оживленная группа, встречавшая совсем другого Кормона. В эти минуты подчас он мне напоминал Анатоля Франса. Не скупился на очень меткие и тонкие определения. Умел похвалить, но в то же время успевал бросить какое-то ведущее слово. Приносили к нему напоказ всякие работы и рисунки, и масляные этюды и эскизы, от законченных и до самых зачаточных. Из моих эскизов ему нравились "Идолы", "Поход Владимира на Корсунь", "Волки", "Вороны" и эскизы для "Веча". Можно было ожидать, что краски идолов будут чужды Кормону, но он хотя и приговаривал "farouche, farouche"1, но все-таки показывал остальным ученикам, одобрительно восклицая: "Это для будущего".
1937 г.
1 Дикий (фр.).
Н.К. Рерих (Альбом) / Автор-сост. В.П. Князева. СПб: СОТИС, 1994. С. 58-60.
Ещё до отъезда за границу воображение художника волновали идолы - деревянные изображения древних языческих божеств. Он увидел их у Стасова и одного из них получил в подарок. Эти идолы невольно связались в его представлении с лесными курганами бывшего Царскосельского уезда, при раскопках которых ему удавалось обнаружить только обильный уголь и золу. Про эти места Рерих неоднократно слышал в народе смутные предания о том, что здесь "что-то было", что сюда в далёкие времена приходили молиться. Эти народные предания, виды холмов, знание древних языческих обычаев, археологические материалы навели на мысль о создании картины "Идолы ".
В самом центре картины - высокий холм... Спуски к реке крутые, неприступные. На этом холме, защищённом со всех сторон самой природой, - древнее языческое капище, место, где люди собирались молиться и приносить жертвы богам. Посреди капища возвышается самый большой идол, главное языческое божество; вокруг него - более мелкие. Они украшены яркими затейливыми орнаментами и резьбой... Священное место окружено плотным частоколом из брёвен. Концы брёвен обтёсаны. На них черепа животных, принесённых богам в жертву.
Великолепно найденная кольцевая композиция, строгий ритм вертикалей, изысканность силуэтов, чёткость обобщающей линии рисунка дают произведению монолитное звучание... "Эскиз к идолам меня радует - он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальнос ти, а есть здоровое языческое настроение"1, - писал художник о своём детище в процессе работы.
1 Рукописный отдел ГТГ, фонд Н.К. Рериха, 44/431, л. 2.