+2#Описание картины Николая Рериха: Пламя счастья (Огни на Ганге) 1947 г. —
Музей Арт-Рисунок12.12.2013 09:30
О картине
Вариант картины 1947 г. (82 х 137 см.; холст, темпера) хранится в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург).
Рерих Н.К. Индийский путь / Зажигайте сердца! Сборник. М.: Молодая гвардия, 1978. К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота. Заманчив Великий Индийский путь.
1913 г. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923 - 1924). Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. [Вспоминались Йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию. Не обычные брамины, но действенные отшельники, приближающие нашу мысль к энергии, которая будет открыта учеными в самом ближайшем будущем.]
Рерих Н.К. Радж-Раджесвари / Химават. Самара: Агни, 1995. Вспомнили Великого Кришну, благостного пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом. Вспомнили песни в честь Кришны и Гопи и сопоставили их с песнями Леля, с хороводами славян. Вспомнили индусскую женщину на Ганге и ее светочи во спасение семьи и сопоставили с венками, опускаемыми на реке под Троицын день - обычаем, милым всем славянским арийцам. Талай-Пхо-Бранг, 1928
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009. Одна из последних картин Рериха, своеобразная и поэтическая, - "Огни на Ганге" (1947). Звездной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом...
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
Живой огонь перед Живым Огнём Возносит сердце в памятные даты. Туда, как птицы, в свой далёкий Дом, Летят стремленья, огненно крылаты. Преодолев все дали и преграды, Предстанет малый огонёк лампады, Сердечный дар, перед Отцом Огнём.
Комментарии
Вариант картины 1947 г. (82 х 137 см.; холст, темпера) хранится в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург).
Рерих Н.К. Индийский путь / Зажигайте сердца! Сборник. М.: Молодая гвардия, 1978.
К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают.
Живет в Индии красота.
Заманчив Великий Индийский путь.
1913 г.
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи (1923 - 1924).
Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. [Вспоминались Йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию. Не обычные брамины, но действенные отшельники, приближающие нашу мысль к энергии, которая будет открыта учеными в самом ближайшем будущем.]
Рерих Н.К. Радж-Раджесвари / Химават. Самара: Агни, 1995.
Вспомнили Великого Кришну, благостного пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом. Вспомнили песни в честь Кришны и Гопи и сопоставили их с песнями Леля, с хороводами славян. Вспомнили индусскую женщину на Ганге и ее светочи во спасение семьи и сопоставили с венками, опускаемыми на реке под Троицын день - обычаем, милым всем славянским арийцам.
Талай-Пхо-Бранг, 1928
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.
Одна из последних картин Рериха, своеобразная и поэтическая, - "Огни на Ганге" (1947). Звездной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом...
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
Живой огонь перед Живым Огнём
Возносит сердце в памятные даты.
Туда, как птицы, в свой далёкий Дом,
Летят стремленья, огненно крылаты.
Преодолев все дали и преграды,
Предстанет малый огонёк лампады,
Сердечный дар, перед Отцом Огнём.
Март - май 1954 г.