+5#Описание картины Рокотова Фёдора Степановича: Портрет Екатерины II. 1763 —
Третьяковская галерея29.01.2014 15:14
Коронационный портрет Екатерины II кисти Ф.С. Рокотова, соединяет традиции парадного императорского портрета первой половины XVIII века с присущим ему величием и представительностью образа и новые тенденции, когда под влиянием просветительских идей в русской культуре формируется идеал просвещенного монарха. Сидящая на троне Екатерина II жестом, исполненным величавой грации, как бы обращается к невидимому собеседнику. Это придает образу императрицы живость и легкий налет камерности, что несвойственно традиционному парадному портрету. И в то же время царственная осанка государыни, ее профиль, напоминающий античную камею, пышное одеяние, подробное перечисление императорских регалий, фон с колонной и драпировками образуют торжественную, репрезентативную композицию, сообщают образу императрицы идеальный вневременной характер. Сама императрица считала этот портрет одним из самых удачных среди ее многочисленных изображений. Тип лица Екатерины, созданный Рокотовым в коронационном портрете, был позже использован Д.Г. Левицким в портрете "Екатерина II в виде законодательницы в храме богини Правосудия" (начало 1780-х).
+6#Описание картины «Портрет Екатерины II» —
Рокотов Фёдор Степанович21.02.2016 12:19
Описание картины Федора Рокотова: Портрет Екатерины II
Портрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъюнктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол. Несмотря на свой относительно молодой возраст, Рокотов к тому времени был уже довольно известным художником, и высочайший заказ стал Еще одним свидетельством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе. Для Рокотова, ученика придворного елизаветинского живописца Пьетро Ротари, характерны старательность и умение вникнуть в натуру. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. На парадных портретах подобный прием встречается не слишком часто. Отчасти причина необычности портрета – в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале правления она увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими просветителями-энциклопедистами – Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица жестом обращается к собеседнику, невидимому для зрителя картины. В остальном композиция достаточно традиционна. На картине присутствуют все императорские регалии, обычный для парадных портретов. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. И, конечно, сама императрица, с идеальной осанкой, вырабатываемой годами, и отточенным профилем. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный. Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. За последующие десятилетия картина неоднократно копировалась, как самим автором, так и многочисленными подражателями, последователями. Существуют как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.
Комментарии
Сидящая на троне Екатерина II жестом, исполненным величавой грации, как бы обращается к невидимому собеседнику. Это придает образу императрицы живость и легкий налет камерности, что несвойственно традиционному парадному портрету. И в то же время царственная осанка государыни, ее профиль, напоминающий античную камею, пышное одеяние, подробное перечисление императорских регалий, фон с колонной и драпировками образуют торжественную, репрезентативну ю композицию, сообщают образу императрицы идеальный вневременной характер.
Сама императрица считала этот портрет одним из самых удачных среди ее многочисленных изображений. Тип лица Екатерины, созданный Рокотовым в коронационном портрете, был позже использован Д.Г. Левицким в портрете "Екатерина II в виде законодательниц ы в храме богини Правосудия" (начало 1780-х).
Портрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъю нктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.
Несмотря на свой относительно молодой возраст, Рокотов к тому времени был уже довольно известным художником, и высочайший заказ стал Еще одним свидетельством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе.
Для Рокотова, ученика придворного елизаветинского живописца Пьетро Ротари, характерны старательность и умение вникнуть в натуру. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. На парадных портретах подобный прием встречается не слишком часто.
Отчасти причина необычности портрета – в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале правления она увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими просветителями- энциклопедистам и – Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица жестом обращается к собеседнику, невидимому для зрителя картины.
В остальном композиция достаточно традиционна. На картине присутствуют все императорские регалии, обычный для парадных портретов. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. И, конечно, сама императрица, с идеальной осанкой, вырабатываемой годами, и отточенным профилем. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный.
Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. За последующие десятилетия картина неоднократно копировалась, как самим автором, так и многочисленными подражателями, последователями . Существуют как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.