+19#Описание картины Андрея Рублева: Спас Вседержитель (1410-1420 ) —
Третьяковская галерея23.01.2014 12:41
Икона "Спас" вместе с иконами "Архангел Михаил" и "Апостол Павел" была обнаружена в 1918 году в дровяном сарае близ церкви Успения на Городке в Звенигороде. Согласно документам, в конце XVII века эти иконы были развешены по стенам церкви. Вероятно, они происходили из деисусного чина иконостаса той же церкви, построенной около 1400 года, и были вынуты из него при поздних переделках здания. При этом первоначально деисусный чин был, как минимум, семифигурным и включал в себя, наряду с сохранившимися иконами, иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила и апостола Петра. Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. При этом, если датировать иконы исходя из времени строительства собора, то Звенигородский чин можно считать самой ранней из дошедших до нас рублевских работ. Образ Спаса, созданный Андреем Рублевым и многократно повторенный в искусстве более позднего времени, восходит к особой традиции, включающей в себя наиболее значительные византийские изображения конца XIII–XIV веков. В то же время, по сравнению с византийскими прототипами, рублевский Спас несет в себе новые интонации и духовные акценты, а также новые черты изобразительного языка. В нем нет той подчеркнутой сдержанности, чуть холодноватой отстраненности, которая была свойственна позднему византийскому искусству. Рублевская икона кажется, скорее, отражением индивидуального мистического опыта и, в то же время, приобретает более глубокое и всеобъемлющее звучание. Согласно традиционной символике, деисусный ряд знаменует собой образ Страшного Суда. Находясь на границе алтаря (который символизирует рай) и остального пространства храма, он представляет тот рубеж, за которым открывается лицезрение Небесной славы; рубеж, который одновременно скрывает и являет Небесное Царство, преграждает и указывает к Нему путь. В Звенигородских иконах акцент ставится не на самом Суде, а, скорее, на обретении вечного блаженства в единении с Богом после Суда. Созданный Рублевым образ Спасителя как нельзя лучше соответствует такому восприятию традиционного сюжета, соединяя в себе "неотмирное" сияние с одушевленностью и кротостью, выражающей Божественное милосердие и безграничную любовь к людям. Рублевский деисус становится как бы "прозрачным", пропуская через себя свет горнего мира, находящегося в алтаре. Вместе с тем, он сам и есть этот мир, в котором торжествующая Небесная Церковь представлена в молитвенном единении перед престолом Вседержителя.
+4#Описание иконы «Спас» —
Рублёв Андрей22.02.2016 14:14
Описание иконы Андрея Рублева: Спас.
«Спас» Рублева – не картина в полном смысле этого слова. Это икона, а значит, смысл её написания принципиально иной. Картина выражает внутренний мир художника либо же запечатлевает мир внешний, который художник желает переосмыслить или сохранить. Икона от иконописца берет куда меньше – есть устоявшиеся каноны, не придерживаться которых нельзя, если привычные образы, к которым тянется рука. «Спас» изображает Христа вполне привычно. Узкое лицо, русая короткая бородка, синий гимантий, взгляд полон спокойной мудрости. Выглядит он, впрочем, немного иначе, чем на большинстве икон. Вместо скорби за весь мир и всепоглощающего милосердия, от которого хочется преклонить колени, в лице Спасителя читается скорее усталость и спокойное ожидание. Перед ним не хочется биться в припадке раскаяния. Просто встать прямее, просто поступить более человечно, просто послушать свою совесть, когда в очередной раз она будет предлагать что-нибудь мелкое, невыгодное, требующее времени, сил и желания. Потому что смотрит Господь с усталыми глазами, потому что он устал уже предлагать каждому свое милосердие, и просто ждет, кто же придет в конце к нему, а кто сойдет в геенну огненную. И разочаровать его значит не вызвать гнев, а добавить к усталости его ещё капельку усталости, к боли его – ещё капельку боли. Капля за каплей – и, кто знает, не отвернётся ли он однажды, устав наблюдать за бесконечными кровью, болью и страхом. Сохранился, из-за давности лет, только фрагмент иконы. Доска, на которой он был сделан, была деревянной, покоробилась, выцвета. Сохранилась лишь часть лица и совсем немного одежды, но для того, что узнать Того, кто пришел на землю страдать за грехи всех людей, Того, кто пять тысяч накормил пятью хлебами, Того, кто воду превращал в вино, слепых делал зрячими, а хромых отпускал ходить – этого хватает.
Комментарии
Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. При этом, если датировать иконы исходя из времени строительства собора, то Звенигородский чин можно считать самой ранней из дошедших до нас рублевских работ.
Образ Спаса, созданный Андреем Рублевым и многократно повторенный в искусстве более позднего времени, восходит к особой традиции, включающей в себя наиболее значительные византийские изображения конца XIII–XIV веков. В то же время, по сравнению с византийскими прототипами, рублевский Спас несет в себе новые интонации и духовные акценты, а также новые черты изобразительног о языка. В нем нет той подчеркнутой сдержанности, чуть холодноватой отстраненности, которая была свойственна позднему византийскому искусству. Рублевская икона кажется, скорее, отражением индивидуального мистического опыта и, в то же время, приобретает более глубокое и всеобъемлющее звучание.
Согласно традиционной символике, деисусный ряд знаменует собой образ Страшного Суда. Находясь на границе алтаря (который символизирует рай) и остального пространства храма, он представляет тот рубеж, за которым открывается лицезрение Небесной славы; рубеж, который одновременно скрывает и являет Небесное Царство, преграждает и указывает к Нему путь.
В Звенигородских иконах акцент ставится не на самом Суде, а, скорее, на обретении вечного блаженства в единении с Богом после Суда. Созданный Рублевым образ Спасителя как нельзя лучше соответствует такому восприятию традиционного сюжета, соединяя в себе "неотмирное" сияние с одушевленностью и кротостью, выражающей Божественное милосердие и безграничную любовь к людям. Рублевский деисус становится как бы "прозрачным", пропуская через себя свет горнего мира, находящегося в алтаре. Вместе с тем, он сам и есть этот мир, в котором торжествующая Небесная Церковь представлена в молитвенном единении перед престолом Вседержителя.
«Спас» Рублева – не картина в полном смысле этого слова. Это икона, а значит, смысл её написания принципиально иной. Картина выражает внутренний мир художника либо же запечатлевает мир внешний, который художник желает переосмыслить или сохранить. Икона от иконописца берет куда меньше – есть устоявшиеся каноны, не придерживаться которых нельзя, если привычные образы, к которым тянется рука.
«Спас» изображает Христа вполне привычно. Узкое лицо, русая короткая бородка, синий гимантий, взгляд полон спокойной мудрости. Выглядит он, впрочем, немного иначе, чем на большинстве икон. Вместо скорби за весь мир и всепоглощающего милосердия, от которого хочется преклонить колени, в лице Спасителя читается скорее усталость и спокойное ожидание.
Перед ним не хочется биться в припадке раскаяния. Просто встать прямее, просто поступить более человечно, просто послушать свою совесть, когда в очередной раз она будет предлагать что-нибудь мелкое, невыгодное, требующее времени, сил и желания.
Потому что смотрит Господь с усталыми глазами, потому что он устал уже предлагать каждому свое милосердие, и просто ждет, кто же придет в конце к нему, а кто сойдет в геенну огненную. И разочаровать его значит не вызвать гнев, а добавить к усталости его ещё капельку усталости, к боли его – ещё капельку боли. Капля за каплей – и, кто знает, не отвернётся ли он однажды, устав наблюдать за бесконечными кровью, болью и страхом.
Сохранился, из-за давности лет, только фрагмент иконы. Доска, на которой он был сделан, была деревянной, покоробилась, выцвета. Сохранилась лишь часть лица и совсем немного одежды, но для того, что узнать Того, кто пришел на землю страдать за грехи всех людей, Того, кто пять тысяч накормил пятью хлебами, Того, кто воду превращал в вино, слепых делал зрячими, а хромых отпускал ходить – этого хватает.