+3#Описание картины Василия Григорьевича Перова: Портрет писателя Федора Михаиловича Достоевского (1872) —
Третьяковская галерея29.01.2014 14:40
В историко-культурной ситуации 1860–1870-х годов на первом плане оказалась творческая интеллигенция, наиболее полно отражавшая общие настроения и этические идеалы времени. Личность в эту эпоху представлялась как камертон народной скорби. Образцом русского портрета, выразившего "печаль не о своем горе", стало изображение писателя Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова. Из темно-коричневого плотного фона выступает фигура сидящего человека. Лицо Достоевского бледно и сосредоточенно. Напряженный невидящий взгляд погружен в себя. Линия плеч и рук, нервным жестом сомкнутых на колене, образует замкнутое эллипсовидное пространство. Эта роковая отстраненность от мира символизирует печаль и одиночество. Художник не случайно акцентирует внимание на тонких запястьях модели. Недавно их сковывали кандалы, так как Достоевский был осужден по делу петрашевцев к расстрелу, который в последний момент был заменен четырьмя годами каторги. Перенесенные испытания нанесли писателю тяжелейшую душевную травму и губительно сказались на здоровье. Сложность внутреннего мира человека, его духовные искания и заблуждения, мучения сдерживаемых страстей, ужас смерти и страх перед жизнью, всепрощение и любовь к ближнему стремился воплотить Перов в этом произведении. Страдания отдельного человека обретают символическую значимость, вырастают до степени общечеловеческой печали. Колористическое решение соответствует идейному строю картины. Сочетания черных, серых и коричневых тонов, пульсирующие красные блестки тонких мазков по черному галстуку, придают полотну драматическое напряжение и трагический пафос, что исключает житейскую, бытовую трактовку образа. Это портрет-тип, портрет-символ, в котором передано не только внешнее сходство с конкретным человеком, но и очерчен нравственный идеал эпохи.
0#Описание картины «Портрет Достоевского» —
Перов Василий Григорьевич11.02.2016 19:33
Описание картины Василия Перова: Портрет Достоевского.
Третьяковская галерея дала Перову ответственное задание: нужно было написать портрет Достоевского. Скорее всего, причиной этому стали родственные взгляды. Перова вдохновила та задача, которая была перед ним поставлена. Писатель был ему близок схожими идеями, а также религиозными убеждениями. Но задача перед художником стояла непростая. Определялась она масштабной личностью писателя и требовательностью художника к своим работам. Достоевский ценил в портрете не внешнюю схожесть с тем человеком, который на нем изображен, не отображение его характера и психологической сущности. Главное выразить его духовный мир. Перов смог создать максимально убедительный портрет Достоевского. Для всех поколений образ писателя просто слился с этим творением. В это время шла работа над романом «Бесы». Писатель активно искал оптимальные решения важных вопросов социального характера. Перов смог передать этот поиск. Эта картина стала важным памятником целой эпохи. Мы видим фигуру писателя, изображенную на темном фоне. Цветовая гамма отсутствует, так как все внимание сосредоточено на том, чтобы изобразить внутренний мир этого гения. Достоевский изображен немного сверху и частично сбоку. Голова повернута, черты лица сомкнуты, взгляд устремлен куда-то в одну точку. Все это создает ощущение того, что человек сосредоточен. Писатель сцепил руки на колене. Этот жест стал замыкающим для композиции. Он говорит о напряжении внутреннего характера. Перов смог уловить ту минуту, когда Достоевский творил. Именно поэтому колорит настолько сдержанный. Антураж полностью отсутствует. Мы даже практически не видим кресло, на котором сидит писатель. Наш взгляд, словно магнитом, притягивается к лицу. Но мы не рассматриваем портрет. Пластика лишена определенной энергичности. Можно уловить движение, в котором пульсирует мысль писателя. Оно просто втягивает в свою глубину. Художник смог уловить момент открытия писателю какой-то страшной истины. Образ Достоевского пронизан сознанием страдания.
Комментарии
Из темно-коричнево го плотного фона выступает фигура сидящего человека. Лицо Достоевского бледно и сосредоточенно. Напряженный невидящий взгляд погружен в себя. Линия плеч и рук, нервным жестом сомкнутых на колене, образует замкнутое эллипсовидное пространство. Эта роковая отстраненность от мира символизирует печаль и одиночество. Художник не случайно акцентирует внимание на тонких запястьях модели. Недавно их сковывали кандалы, так как Достоевский был осужден по делу петрашевцев к расстрелу, который в последний момент был заменен четырьмя годами каторги. Перенесенные испытания нанесли писателю тяжелейшую душевную травму и губительно сказались на здоровье.
Сложность внутреннего мира человека, его духовные искания и заблуждения, мучения сдерживаемых страстей, ужас смерти и страх перед жизнью, всепрощение и любовь к ближнему стремился воплотить Перов в этом произведении. Страдания отдельного человека обретают символическую значимость, вырастают до степени общечеловеческо й печали.
Колористическое решение соответствует идейному строю картины. Сочетания черных, серых и коричневых тонов, пульсирующие красные блестки тонких мазков по черному галстуку, придают полотну драматическое напряжение и трагический пафос, что исключает житейскую, бытовую трактовку образа. Это портрет-тип, портрет-символ, в котором передано не только внешнее сходство с конкретным человеком, но и очерчен нравственный идеал эпохи.
Третьяковская галерея дала Перову ответственное задание: нужно было написать портрет Достоевского. Скорее всего, причиной этому стали родственные взгляды.
Перова вдохновила та задача, которая была перед ним поставлена. Писатель был ему близок схожими идеями, а также религиозными убеждениями. Но задача перед художником стояла непростая. Определялась она масштабной личностью писателя и требовательност ью художника к своим работам.
Достоевский ценил в портрете не внешнюю схожесть с тем человеком, который на нем изображен, не отображение его характера и психологической сущности. Главное выразить его духовный мир.
Перов смог создать максимально убедительный портрет Достоевского. Для всех поколений образ писателя просто слился с этим творением. В это время шла работа над романом «Бесы». Писатель активно искал оптимальные решения важных вопросов социального характера. Перов смог передать этот поиск. Эта картина стала важным памятником целой эпохи.
Мы видим фигуру писателя, изображенную на темном фоне. Цветовая гамма отсутствует, так как все внимание сосредоточено на том, чтобы изобразить внутренний мир этого гения. Достоевский изображен немного сверху и частично сбоку. Голова повернута, черты лица сомкнуты, взгляд устремлен куда-то в одну точку. Все это создает ощущение того, что человек сосредоточен. Писатель сцепил руки на колене. Этот жест стал замыкающим для композиции. Он говорит о напряжении внутреннего характера.
Перов смог уловить ту минуту, когда Достоевский творил. Именно поэтому колорит настолько сдержанный. Антураж полностью отсутствует. Мы даже практически не видим кресло, на котором сидит писатель.
Наш взгляд, словно магнитом, притягивается к лицу. Но мы не рассматриваем портрет. Пластика лишена определенной энергичности. Можно уловить движение, в котором пульсирует мысль писателя. Оно просто втягивает в свою глубину. Художник смог уловить момент открытия писателю какой-то страшной истины. Образ Достоевского пронизан сознанием страдания.