+2#Описание картины: Служанка с кувшином молока (Вермеер Дельфтский) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 13:06
В 30-е годы XX века искусствовед В.Н. Лазарев писал: «Герои картин Вермеера - представители богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного, безмятежного бытия. Их день проходит размеренно, без суеты и скандалов, для них как бы не существует времени, мгновения превратились в вечность, и стрелка часов замедлила свой бег. Не в разнообразии жанров и сюжетов видел художник сущность искусства, а в предельно законченной разработке формальных средств живописи, которые он трактовал почти что с ювелирной точностью». Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Впрочем, к искусству Яна Вермеера по-разному относились не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет.
В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - «Кухарка», «Молочница»).
Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага. Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпоже - единственной героине полотна.
Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Правда, другие художники (де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.
Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту). Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой. Однако Ян Вермеер мог «разгрузить» задний план и по другим мотивам: может быть, счел, что грубая, голая стена будет более подходящей декорацией для выбранного им типа женщины.
Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, - излюбленная тема Вермеера Дельфтского. Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату (единственным исключением является картина «Заснувшая у стола девушка»), никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного.
Фигура служанки четко вырисовывается на фоне стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. На молочнице лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины - зеленая скатерть, коричнево-красный кувшин, синий платок на столе.
Натюрморт на столе помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительности они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками. Ян Вермеер старается писать ровными, не слишком выпуклыми мазками, словно лепит формы из густой, но мягкой и податливой массы.
Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы. Там, где свет скользит по гладкой поверхности предметов легко и свободно, Вермеер накладывает краску ровным, тонким эмалевым слоем, напоминающим китайский фарфор. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Меняя форму, размер и цвет мазка, Вермеер передал и фактуру каждого предмета: блеск и твердость глазури, зернистость и рыхлость золотистых хлебцев. Формой мазка он дает почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
+3#Описание картины «Молочница» —
Ян Вермеер28.12.2015 11:39
Описание картины Яна Вермеера: Молочница.
Картина Яна Вермеера «Молочница» не может оставить равнодушным тонкого ценителя искусства. С одной стороны – это обычная запечатленная сцена из реальной жизни. Девушка наливает молоко в миску. Казалось бы, что в этом такого. Но то, как художник преподнес это на полотне – совсем другое дело. Яркие краски, которые присутствуют практически на каждом элементе одежды женщины, заставляют обратить свой взор на нее. Также стоит отметить и то, что каждый предмет отмечен художником. Четкие контуры каждой детали на них, каждое пятнышко на стене позволяют лучше изучить обстановку вокруг молочницы. Отлично прорисованы изгибы ее тела, а также немалое значение художник отвел мимике женщины. Видно, как она старательно переливает жидкость из кувшина в миску. Если не ее головной убор, то можно было бы предположить, что она старается для своих домочадцев. Но косынка служанки говорит о многом. Также ее социальный статус подчеркивают закатанные рукава и фартук. На столе также присутствует и выпечка. Различной формы булочки и рогалики лежат на подносе, который, по всей вероятности, скоро будет подан на стол. Рядом в корзине лежит булка ржаного хлеба. Также на столе присутствует кувшин интересной работы. В отличие от глиняного, что молочница держит в руке, этот богат узорами и имеет специальную крышку. Что в нем – можно только догадываться. Но неизвестность придает разные догадки. Может быть это просто масло, а может и джем, который будет подан вместе с булочками. На полу мы видим коричневый квадратный предмет. Судя по наличию отверстий на его верху, то это миниатюрная печка тех времен. Сам по себе напрашивается вопрос – неужели такая кроха способна обогреть целую комнату. Естественно, нет. Маленькая печка на полу только напоминает о сложных условиях, в которых приходится работать женщине.
Комментарии
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Впрочем, к искусству Яна Вермеера по-разному относились не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет.
В свое время однофигурная жанровая композиция была, по мнению Б. де Монкони, недостойна высокой оплаты. Но если для французского дворянства произведения Вермеера Дельфтского были своего рода «уродцами», то для зажиточной дельфтской буржуазии они были подобны драгоценным жемчужинам. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина «Служанка с кувшином молока», находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия - «Кухарка», «Молочница»).
Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Этим социальным смещением дополнительно оттеняется достоинство женщины как хранительницы очага. Пожалуй, ни одной светской даме не придано такого ясного и целомудренного величия, как этой служанке-госпож е - единственной героине полотна.
Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Правда, другие художники (де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера, идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единствен ной фигуре. Сила непосредственно го воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.
Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту). Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой. Однако Ян Вермеер мог «разгрузить» задний план и по другим мотивам: может быть, счел, что грубая, голая стена будет более подходящей декорацией для выбранного им типа женщины.
Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, - излюбленная тема Вермеера Дельфтского. Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату (единственным исключением является картина «Заснувшая у стола девушка»), никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного , смутного, неосознанного.
Фигура служанки четко вырисовывается на фоне стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. По мере проникновения в глубь картины виртуозное соотношение тонов становится все мягче и деликатнее. На молочнице лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины - зеленая скатерть, коричнево-красн ый кувшин, синий платок на столе.
Натюрморт на столе помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желто й корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. Яркие краски кажутся чистыми, но в действительност и они обладают сложными, необычайно точно найденными оттенками. Ян Вермеер старается писать ровными, не слишком выпуклыми мазками, словно лепит формы из густой, но мягкой и податливой массы.
Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы. Там, где свет скользит по гладкой поверхности предметов легко и свободно, Вермеер накладывает краску ровным, тонким эмалевым слоем, напоминающим китайский фарфор. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Меняя форму, размер и цвет мазка, Вермеер передал и фактуру каждого предмета: блеск и твердость глазури, зернистость и рыхлость золотистых хлебцев. Формой мазка он дает почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
Картина Яна Вермеера «Молочница» не может оставить равнодушным тонкого ценителя искусства. С одной стороны – это обычная запечатленная сцена из реальной жизни. Девушка наливает молоко в миску.
Казалось бы, что в этом такого. Но то, как художник преподнес это на полотне – совсем другое дело. Яркие краски, которые присутствуют практически на каждом элементе одежды женщины, заставляют обратить свой взор на нее. Также стоит отметить и то, что каждый предмет отмечен художником. Четкие контуры каждой детали на них, каждое пятнышко на стене позволяют лучше изучить обстановку вокруг молочницы.
Отлично прорисованы изгибы ее тела, а также немалое значение художник отвел мимике женщины. Видно, как она старательно переливает жидкость из кувшина в миску. Если не ее головной убор, то можно было бы предположить, что она старается для своих домочадцев. Но косынка служанки говорит о многом. Также ее социальный статус подчеркивают закатанные рукава и фартук.
На столе также присутствует и выпечка. Различной формы булочки и рогалики лежат на подносе, который, по всей вероятности, скоро будет подан на стол. Рядом в корзине лежит булка ржаного хлеба. Также на столе присутствует кувшин интересной работы. В отличие от глиняного, что молочница держит в руке, этот богат узорами и имеет специальную крышку. Что в нем – можно только догадываться. Но неизвестность придает разные догадки. Может быть это просто масло, а может и джем, который будет подан вместе с булочками.
На полу мы видим коричневый квадратный предмет. Судя по наличию отверстий на его верху, то это миниатюрная печка тех времен. Сам по себе напрашивается вопрос – неужели такая кроха способна обогреть целую комнату. Естественно, нет. Маленькая печка на полу только напоминает о сложных условиях, в которых приходится работать женщине.