Армянская Советская Социалистическая Республика
- Просмотров: 27379
Армянская Советская Социалистическая Республика
Армянская Советская Социалистическая Республика, Армения. В составе СССР. Расположена на юге Закавказья. Архитектура. Древнейшие поселения на территории Армения восходят к энеолиту (Шенгавит и др.). Высокой строительной культурой характеризуются сооружения государства Урарту (IX-VI вв. до н. э.) на территории Армении. От периода эллинизма (последние века до н. э. - первые века н. э.) сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость Гарни. Народное жилище - глхатун (прямоугольный в плане, со ступенчатым деревянным шатром) возводилось до XX в. В связи с развитием феодальных отношений (III-IV вв.) и принятием христианства (301) сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце). Строятся церкви: однонефные зальные (в Лернакерте, V в.) и трехнефные базиликальные (Ерерукская базилика). Разрабатываются типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, V в.); четырехапсидные (в Црвизе, V-VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без них (в Мастаре, конец VI - начало VII вв.); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом с полуциркульными нишами в углах средокрестия (Рипсиме); восьмиапсидные (Зоравар, VII в.) и др. В середине VII в. возводится трехярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрических и базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (в Текоре, конец V в.) и уникальных "купольных залов" (в Птгни, VI в.), в которых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам. Сооружения V-VII вв. характеризуются компактной композицией, гармоничностью пропорций, лаконизмом декора. Прерванное в конце VII в. арабским завоеванием монументальное строительство переживает новый подъём с конца IX в. после освобождения страны от иноземного владычества. Частично сохраняются прежние композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная резьба по камню). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции. Ведётся обширное гражданское и культовое строительство в городах страны, в частности в Ани, столице с 961, с которой связано творчество зодчего Трдата, на острове Ахтамар. Стратегические пути прикрываются мощными крепостями (Анберд), формируются крупные монастырские комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконка). В XII-XIV вв. ведущей становится гражданская архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений - гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи села Ахкенд). Строятся мосты (близ Санаина, конец XII в.). Возводятся гавиты (притворы) - полукультовые сооружения, в монументальных формах воспроизводящие композицию народного жилого дома (в Санаине, Ахпате). Церковное зодчество замыкается в нескольких канонических типах. Значительный интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк (Гегард, XII-XIII вв.). Большое строительство в XI-XIV вв. ведётся в Киликийском армянском государстве (1080-1375), где возводятся крепости, порты, дворцы, монастыри, храмы, школы, больницы. Монголо-татарское нашествие привело к упадку экономики, и только в середине XVII в. возобновляется монументальное строительство (монастырские комплексы Мугни, Хор-Вирап и др.). После присоединения к России (1828), особенно в конце XIX - начале XX вв., в городах сооружаются двух-, трехэтажные дома, многоквартирные, часто галерейного типа здания общественного назначения.
Октябрьская революция 1917 определила коренной перелом в развитии армянской архитектуры, формировавшейся с учётом творческого использования традиций национального зодчества, на основе новых социальных условий. За годы Советской власти фактически заново построена столица Арменияи - Ереван. Реконструкция Еревана по генеральному плану 1924 (архитектор А. И. Таманян) предусматривала функциональное зонирование территории, создание ансамбля крупных общественных зданий (площадь Ленина). Многоэтажные дома с квартирами сквозного проветривания и верандами строились в Ереване, Ленинакане, Алаверди и других городах. В 30-х гг. архитекторы К. С. Алабян, Г. Б. Кочар, М. Д. Мазманян и др. осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски объёмно-планировочных композиций южного типа жилища. Большую роль сыграло творчество Таманяна: стремление сочетать современные и традиционные архитектурные формы (Дом правительства, совместно с Г. А. Таманяном, 1926-41, театр оперы и балета, 1926-53, - оба в Ереване) определило стилевую направленность армянской архитектуры до середины 50-х гг. (винные подвалы треста "Арарат", 1937-63, архитектор Р. С. Исраэлян, первая очередь с Кочаром и др.; центральный крытый рынок, 1952, архитектор Г. Г. Агабабян, конструктор А. А. Аракелян; здания на площади Ленина, 1955-58, архитектор М. В. Григорян, Э. А. Сарапян, С. А. Сафарян и др. - все в Ереване). Применение местного камня различных оттенков (розовый, белый и другой туф) придаёт своеобразный колорит городам и посёлкам Армении. Во второй половине 50-х - начале 80-х гг. творческие поиски архитекторов направлены на создание новых архитектурных форм и средств архитектурно-художественной выразительности на основе современных конструкций, новых строительных и отделочных материалов (драматический театр им. Г. Сундукяна, 1966, архитектор Р. Б. Алавердян, конструктор Р. А. Бадалян и др.; стадион "Раздан", 1967-72, архитектор К. А. Акопян, Г. Н. Мушегян, конструктор Э. С. Тосунян; Дом молодёжи, 1979, архитекторы С. Е. Хачикян, А. А. Тарханян, Г. Г. Погосян, М. А. Закарян, инженер Г. В. Геворкян и др.; Музей этнографии Армении в Октемберяне, 1979, архитектор Исраэлян; гостиница "Двин", 1979, архитекторы Ф. С. Акопян, А. С. Алексанян, Э. А. Сафарян; спортивно-концертный комплекс, первая очередь - 1977-83, архитекторы Акопян, Погосян и др., инженер И. Г. Цатурян, Г. С. Азизян и др., - все в Ереване; аэропорт "Звартноц" близ Еревана, 1982, архитекторы Тарханян, Хачикян, Л. В. Черкезян, Ж. С. Шехлян, конструктор С. М. Багдасарян). Всё шире используются скульптура, каменная мозаика. Уделяется внимание градостроительству: разработан генеральный план Еревана (1970, архитекторы М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.), реконструируются центры городов (Еревана, Ленинакана, Кировакана). Строятся жилые дома повышенной этажности. Создаются мемориальные сооружения-памятники: в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (1966-82, архитекторы С. А. Гурзадян и Д. П. Торосян), в память жертв геноцида армян 1915 (1965, архитекторы С. Г. Капашян, Тарханян, художник О. Хачатрян) - оба в Ереване; в память битвы под Сардарапатом в 1918 (1968, архитектор Исраэлян, скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. А. Шагинян) в Октемберянском районе. Архитектура гидротехнических и промышленных сооружений 40-70-х гг. представлена зданиями ГЭС (Гюмушская, Ереванская) и крупных заводов (химического волокна в Кировакане). Построены мосты через р. Раздан в Ереване (инженеры З. В. Пинаджян, Н. А. Славинский, архитектор Г. Г. Агабабян) и р. Касах в Аштараке (инженер С. П. Овнанян), акведук в Ереване (инженер Г. Г. Егиян, архитектор Исраэлян). С 1977 ведётся строительство Ереванского метрополитена (в 1981 завершено сооружение 6 станций первой очереди).
Изобразительное искусство. На территории Армении найдены наскальные изображения 6-го тысячелетия до н. э., энеолитическая чернолощёная керамика с резным геометрическим узором; художественные изделия из металла (сосуды, украшения и др.), красноглиняная керамика с чёрной геометрической росписью - 2-го тысячелетия до н. э. Обнаружены "вишапы" - огромные каменные рыбы. Остатки стенных росписей, многочисленные керамические и бронзовые изделия, ювелирные украшения открыты в урартских крепостях (Эребуни, Тейшебаини). От эпохи эллинизма сохранились серебряные чаши и ритоны, фрагменты скульптуры, мозаики. После принятия христианства новое идейное содержание получило своеобразное творческое претворение в искусстве Армении. Средневековые храмы украшались мозаиками и росписями (в церквах в Аруче, Талине и Лмбате, VII в., в Татеве и на Ахтамаре, X в., в Ахтале, XII в., в Ани, XIII в.). Ранняя средневековая скульптура представлена стелами IV-V вв. с резными изображениями, скромным декором церквей V в. С конца VI-VII вв. резной декор становится богаче (на капителях храма Звартноца, VII в.; на стенах церквей в Ани, Нор-Гетике, Нораванке - все XIII-XIV вв.), появляются сюжетные фигурные рельефы (в Ахпате, Санаине, Ахтамаре, Ани - все X-XI вв.). С IX в. появляются хачкары (стелы с резным изображением креста в орнаментном обрамлении). Ведущим видом изобразительного искусства средневековой Армении была книжная миниатюра. При разнообразии стилей и особенностей различных местных школ армянскую миниатюру в целом отличают богатое декоративно-орнаментное убранство, цветовая насыщенность, ясность композиционных построений. С IX-X вв. в ней прослеживаются два направления: для первого, обусловленного заказами феодальной знати, характерны парадность, живописность, развитый орнамент, обилие золота (евангелия - царицы Млке, 862, Эчмиадзинское, 989, Гагика Карсского, XI в.), для второго, связанного с демократическими слоями, - графичность, лаконизм, выразительность лиц и движений (Евангелие, 1038). Особенно многообразна миниатюра в XIII-XIV вв., когда развивается ряд локальных школ. Наиболее значительна киликийская школа, известная с XII в. и пережившая расцвет во второй половине XIII в., особенно в творчестве выдающегося художника Рослин Рослина. Его миниатюры отличаются психологической выразительностью персонажей, виртуозно разработанным орнаментом. Среди крупнейших мастеров других школ миниатюры Армении - Торос Таронаци, Момик (оба - XIV в.), Григор Татеваци (XV в.), Акоп Джугаеци (конец XVI - начало XVII вв.). Средневековое декоративно- прикладное искусство Армении представлено разнообразной керамикой, вышивкой, художественными изделиями из металла (серебряный позолоченный складень, 1293, ГЭ), резьбой по дереву. С середины XVII в. намечается поворот к светской тематике. Впервые появляется станковый портрет - изображения знатных горожан, выполненные Ованесом Мркузом и Минасом Зограбяном, в творчестве которых проявились приёмы западноевропейской реалистической живописи. В XVIII в. в работах художников семьи Овнатанян для Эчмиадзинского собора черты реализма становятся отчётливее. Родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатаняну принадлежали первые росписи Эчмиадзинского собора; среди последующих работ выделяются выполненные маслом картины на религиозные сюжеты его сыновей Акопа и Арутюна, а также изображения святых и деятелей армянской церкви, исполненные его внуком Овнатаном. После присоединения Восточной Армении к России, с усилением связей с русской и западной художественной культурой, развивалось светское изобразительное искусство Армении, первоначально главным образом живопись. В 30-70-х гг. XIX в. развит преимущественно портрет (произведения самобытного художника Акопа Овнатаняна и мастера академии, школы С. А. Нерсесяна). В Феодосии работал знаменитый маринист - армянин по национальности И. К. Айвазовский. Колониальная политика русского царизма лишала армянских художников условий для творческой деятельности у себя на родине; они работали в Тифлисе, а также в Москве, Петербурге и за рубежом, испытывая различные художественные воздействия. Свои произведения они посвящали жизни армянского народа, природе Армении. В 1880-90-х гг. реалистические бытовые картины писал А. И. Шамшинян, к историческим и историко-бытовым темам обращался В. Я. Суреньянц, выступавший также как иллюстратор и театральный художник. Развивался пейзаж, родоначальником которого был Г. З. Башинджагян. На рубеже XIX-XX вв. в русле реалистического демократического направления создавались сюжетные картины (Е. М. Татевосян), портреты (С. М. Агаджанян), пейзажи (Ф. П. Терлемезян, Татевосян, А. Фетваджян), натюрморты (З. Заказян). Появились армянские скульпторы, работавшие преимущественно в Париже: А. М. Тер-Марукян - автор первого памятника в Армении - статуи X. Абовяна (1913, установлена в 1933, ныне во дворе Дома-музея Абовяна, Ереван); А. М. Гюрджян - создатель галереи мастерски исполненных портретов. В области графики известность получил (работавший в Париже) Э. Шаин. В первом десятилетии XX в. в Москве выступил армянский живописец М. С. Сарьян, творчество которого ознаменовалось поисками новых средств художественной выразительности (обобщённость рисунка, интенсивность декоративного колорита). Коренные изменения в развитии искусства Армении определила Октябрьская революция 1917. После 1920 многие армянские художники переехали в Армению. В формировании армянской советской художественной школы в 20-30-х гг. большую роль играли творчество Сарьяна (пейзажи, натюрморты, острые по характеристике портреты), портреты Агаджаняна. В живописи развился пейзаж (Татевосян, С. А. Аракелян, Г. М. Гюрджян, Терлемезян). Тематические картины создавали Аракелян, А. К. Коджоян, Татевосян, А. А. Бажбеук-Меликян, натюрморты - Г. С. Григорян (Джотто; последние три работали в Тбилиси). Развивается монументальная и станковая скульптура (памятники, связанные с осуществлением ленинского плана монументальной пропаганды, портреты; А. М. Саркисян, С. Л. Степанян, А. А. Урарту).
Выделяется станковая и книжная графика Коджояна, Т. А. Хачванкяна. Получила развитие театральная живопись (Г. Б. Якулов, М. А. Арутчян, Сарьян и др.). Для 40-50-х гг. характерно развитие сюжетной картины (сцены труда, исторические события, новый быт), пейзажа, натюрморта. В эти годы выдвинулись: живописец и график М. М. Абегян; живописцы М. А. Асламазян, О. М. Зардарян, Л. А. Бажбеук-Меликян, С. М. Мурадян и др., репатриировавшиеся из-за рубежа А. Т. Каленц и П. Н. Контураджян; среди графиков - Г. С. Ханджян (работающий также как живописец), В. Т. Айвазян; среди скульпторов - Е. С. Кочар (автор монумента "Давид Сасунский" в Ереване, 1959; известен также как живописец и график), Н. Б. Никогосян, С. И. Багдасарьян, Г. Г. Чубарян и др. В живописи преобладают эмоциональная насыщенность, мажорная красочность, часто декоративность. В скульптуре появляются полные движения и экспрессии монументы.
С 60-х гг. в живописи Армении наметились новые тенденции. В творчестве М. К. Аветисяна новую трактовку получила сарьяновская традиция. Отмечается стремление к аналитическому изучению объекта, осмыслению современности через обращение к истории и народным преданиям Армении, поиск цветовой многозначности в пределах строго избранной гаммы (А. Т. Акопян, Р. М. Адалян, Г. В. и Р. В. Элибекяны, М. В. Петросян и др.). Для графики характерно разнообразие жанров (сюжетные композиции, пейзаж, портрет, натюрморт; Айвазян, В. Г. Хачикян, Р. Л. Хачатрян, А. А. Унанян и др.). В скульптуре усилились интерес к раскрытию духовного мира человека, стремление к свободе пластического языка (Никогосян, Багдасарян, Чубарян, А. А. Арутюнян, Л. Г. Токмаджян и др.). Среди мастеров декоративно-прикладного искусства выделяются керамисты Р. Л. Симонян, Р. И. Шавердян, А. Г. Бдеян и др. В области театральной живописи работают А. О. Мирзоян, С. Т. Арутчян и др.
Архитекторов в Армении готовит строительный факультет Ереванского политехнического института им. К. Маркса, художников - Художественно-театральный институт и Художественное училище им. Ф. Терлемезяна в Ереване. В 1932 основан СХ Армянской ССР, в 1933 - СА Армянской ССР.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ИИН СССР, т. 1-9, М., 1971-81; Н. М. Токарский, Архитектура Армении IV-XIV вв., Ер., 1961; его же, По страницам истории армянской архитектуры, Ер., 1973; Т. Измайлова, М. Айвазян, Искусство Армении, М., 1962; Н. С. Степаням, Искусство Армянской ССР, М., 1967; Армянская миниатюра. [Альбом. Вступ. ст. Л. А. Дурново), Ер., 1969; В. М. Арутюнян, М. М. Асратян, А. А. Меликян, Архитектура Советской Армении, М., 1972; Изобразительное искусство Армянской ССР. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. [Альбом. Автор вступ. ст. М. М. Казарян], М., 1978; С. Мнацаканян X., К. Л. Оганесян, А. А. Саинян, Очерки по истории архитектуры Древней и Средневековой Армении, Ер., 1978; Л. А. Дурново, Орнаменты армянских рукописей, Ер., 1978; её же, Очерки изобразительного искусства Средневековой Армении, М., 1979; Очерки по истории армянского изобразительного искусства, Ер., 1979; Т. А. Измайлова, Армянская миниатюра XI в., М., 1979; Искусство Советской Армении за 60 лет. Сб., Ер., 1980; А. Григорян, Современная архитектура Армении, Ер., 1983.