Бангладеш
- Просмотров: 26682
Бангладеш, государство в Южной Азии
Бангладеш, Народная Республика Бангладеш, государство в Южной Азии. На территории Бангладеш сохранились памятники искусства VII-XII вв.: руины укреплений г. Пундранагара (Махастхан), буддийских монастырей в Пахарпуре и Майнамати с пластичными терракотовыми рельефами на мифические темы, круглой канонизированной каменной и бронзовой скульптурой (божества буддийского пантеона). После мусульманского завоевания (конец XII - начало XIII вв.) в культуру Бангладеш проникли художественные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, что привело к распространению новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе). Широкого размаха достигло строительство фортов (в том числе форт Идракпур в Нараянгандже, 1660). В XVI-XVII вв. расцвела миниатюрная живопись, сформировавшаяся главным образом под воздействием могольской школы. В период английского господства в городах наряду с традиционными типами построек ("Звёздная мечеть" в Дакке, XVIII в.) появляются железнодорожные вокзалы, муниципалитеты, главным образом в стиле английской неоклассики (здание банка в Дакке, конец XIX в.).
С достижением Индией независимости и разделом её на два государства (Индийский Союз и Пакистан, 1947) на территории Бангладеш, входившей (до 1971) в состав Пакистана, строительство велось интенсивно. В Дакке в традиционную застройку с малоэтажными кирпичными домами введены многоэтажные постройки. Общественные сооружения построены главным образом в стиле, сочетающем традиционные формы с современными конструкциями и материалами (мечеть Байтул Муккарам в Дакке, 1950-е гг.). Получило развитие изобразительное искусство. Реалистические произведения в духе европейского искусства создают живописцы и графики З. Абедин, А. Сафиуддин, К. Хасан, обратившиеся к изображению жизни простых людей. На традиции могольской миниатюры и древних индийских росписей опираются живописец X. Рахман и др. Воздействие направлений западного модернизма сказывается в живописи М. Башир, М. Кибрия, графике К. Чоудхури. Декоративно-прикладное искусство представлено такими древнейшими видами кустарного производства, как резьба по дереву и слоновой кости, гончарство, ткачество.
Лит.: ВИА, т. 11, М., 1973; The cultural heritage of Pakistan, Oxf., 1967; Khan F. A., Architecture and art treasures in Pakistan, Karachi, [1969].