Германская Демократическая Республика
- Просмотров: 27538
Германская Демократическая Республика
Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik; ГДР), социалистическое государство в Центральной Европе. После 1949 в ГДР широко развернулись работы по восстановлению и реконструкции городов, разрушенных во время второй мировой войны 1939-45, строительству новых городов, чему способствовали установление народной собственности на землю и организация государственной строительной промышленности. В первой половине 50-х гг. использовались приёмы регулярной планировки, фасады общественных и жилых зданий, украшенные традиционными ордерными мотивами, были обращены к улицам и площадям. В соответствии с этими принципами были застроены г. Айзенхюттенштадт (первая очередь), улица Карл-Маркс-алле в Берлине (первая очередь), площади Альтмаркт в Дрездене, Централерплац в Магдебурге, улица Лангештрасе в Ростоке. Со второй половины 50-х гг. были внедрены индустриальные методы строительства, приёмы свободной, функционально обусловленной планировки, простые, лаконичные формы сооружений из стандартных элементов - крупных блоков и панелей, объёмных блоков. Эстетическая выразительность зданий стала определяться пространственной композицией, пропорциями, ритмом членений, цветом и фактурой материалов, в том числе новых (лёгкие металлы, пластмассы). В новых городах (Хойерсверда, Шведт, Галле-Нойштадт, Люттен-Клайн, Йена-Лобеда), в новых частях старых городов (Ханс-Лох-фиртель, Фишеринзель в Берлине) создаются комплексные микрорайоны, включающие общественные и культурно-бытовые учреждения.
Созданы ансамбли улиц и площадей с высотными акцентами и крупными общественными зданиями: Карл-Маркс-алле (вторая очередь), площади Александерплац и Ленинплац в Берлине, улица Прагерштрасе в Дрездене; среди крупных сооружений - Дом учителя (1964, архитектор Г. Хензельман и др.), Министерство иностранных дел (1967, архитектор И. Кайзер и др.), гостиница "Штадт Берлин" (1969, архитектор Р. Корн и др.), "Дворец республики" (1973-76, архитектор X. Граффундер и др.), Хирургический центр психиатрической больницы (1981, архитектор Л. Корнели, К. Э. Свора) - в Берлине, университет имени К. Маркса в Лейпциге (1969-73, архитектор Г. Хензельман и др.). Ведётся обширное промышленное строительство, реконструируются деревни, строятся культурные и оздоровительные центры.
Изобразительное искусство ГДР впитало традиции немецкого пролетарского искусства, носителями которых были художники-реалисты старшего поколения, сыгравшие большую роль в утверждении принципов социалистического реализма: живописцы и графики X. и Л. Грундиг, М. Линтер, О. Нагель, Дж. Хартфилд, А. Мор, Р. Бергандер, Г. Эмзен, X. Т. Рихтер, К. Квернер, Б. Хеллер, скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, В. Ламмерт, Г. Драке. Искусство ГДР обратилось к изображению трудовой жизни страны и становления социалистического начал в отношениях между людьми, духовного роста людей, строящих новую жизнь. Важными завоеваниями молодого искусства ГДР стали гуманистичность образов, их жизнеутверждающее, оптимистическое звучание, чему способствовало установление прочных связей художников с трудовыми коллективами. Облик обновлённой страны, труд и быт народа разносторонне и выразительно запечатлели в живописи и графике В. Вомака, Б. Кречмар, В. Нойберт, К. X. Якоб, Г. Брендель, Р. Парис, А. Мюнх, К. Кнебель; скульпторы В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. Фон Войский проявили знание жизни и пластическую культуру в портретах и композициях. Обличению фашизма и международной реакции, темам пролетарской солидарности посвятили картины В. Зитге, Г. Бондцин, К. Э. Мюллер, X. Хакенбек, политические карикатуры А. Байер-Ред, X. Зандберг, плакаты К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, А. Капр), декоративное искусство и художественное конструирование (Ф. Кюн, X. Михель, З. Зельманагиц). В 60-80-х гг. художники ГДР (В. Тюбке, Зитте, Б. Хайзиг, В. Маттойер, Г. Цандер, У. Хахулла, Ф. Штельцман) в произведениях на темы повседневного городского быта, политической борьбы в прошлом и в современной международной жизни проявили интерес к острым конфликтным ситуациям, к противоречивым и беспокойным характерам, к усложнённой композиции и эмоциональной напряжённости колорита. Значительное развитие получило монументальное и монументально-декоративное искусство, тесно связанное с архитектурой и раскрывающее её идейный смысл.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 12, кн. 2, М., 1977; Feist Р. Н., Plastik in der DDR, Dresden, 1965; Architektur und Stдdtebau in der DDR. Album, Lpz., 1969; Lang L, Malerei und Graphik in der DDR, 2 Aufl., Lpz., 1980; Kьnstler der DDR, Dresden, 1981; [Kuhirt U.], Kunst der DDR, Bd 1-2, Lpz., 1982-83.