Индонезия
- Просмотров: 29251
Индонезия, государство в Юго-Восточной Азии
Индонезия (Indonesia), Республика Индонезия, государство в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага. Древнейшие памятники художественной культуры, обнаруженные на территории Индонезии, относятся к эпохе мезолита (7-5-е тысячелетие до н. э.) - схематические изображения животных в пещерах Южного Сулавеси, Западной Явы, наскальные рисунки Западного Ириана (Ириан-Джая). От эпохи неолита (с конца 5-го тысячелетия до н. э.; в ряде районов Индонезии продолжалась до XX в.) сохранилась керамика преимущественно с нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (конца 2-го - середины 1-го тысячелетия до н. э) создавались мегалитические сооружения - менгиры, уступчатые курганы, склепы (комплексы Пасемах на юге Суматры, Лебак-Сибедуг на Западе Явы), статичные фигуры предков. В середине 1-го тысячелетия до н. э. с Азиатского материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. п.). В первых веках н. э. на Яве (культура которой издавна являлась ведущей) сформировались первые государственные образования, которые под индийским влиянием восприняли индуизм и буддизм; индийские и местные традиции соединились в классическом искусстве Явы, в том числе в каменной архитектуре. Небольшие индуистские храмы-чанди VII - начала VIII вв. на плато Диенг (Центральная Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубические массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными крышами; выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с ясной тектоникой, лаконичностью декора. Таков и первый, точно датированный буддийский храм в Индонезии - крестообразный в плане чанди Каласан (778 - середина IX в.), а также чанди Мендут (конец VIII в.). Архитектурный комплекс чанди Севу (начало IX в.) - большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с главным храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрических квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, рельефы), сочная по лепке, с цельными обобщёнными объёмами; глубокая одухотворённость образов сочетается в ней с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур (конец VIII - начало IX вв.) - естественный холм, облицованный блоками андезита, имеющий вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой. Бесчисленные рельефы, статуи Будды составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.
С основанием в первой половине VIII в. государства Матарам официальной религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (конца IX - начала X вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисленных часовен. В рельефах на темы "Рамаяны" главного храма Шивы образы стали более динамичными, утончёнными, индивидуализированными. С государствами Сингасари (XIII в.) и Маджапахит (конец XIII - начало XVI вв.) связан расцвет искусства Восточной Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (XIV - первая половина XV вв.) имеет свободный, асимметричный план. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графический стиль (плоскостная ажурная резьба). Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на острове Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища-"кала"). Терракотовые женские фигурки из Травулана и каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около XIV в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок.
С XVI в. в Индонезии, разделённой на небольшие мусульманские княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились главным образом на острове Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы XVIII-XIX вв.). На многочисленных островах у многих народов Индонезии развивалось народное декоративно-прикладное искусство. Старинные центры художественных ремёсел Центральной Явы славятся изделиями из золота и серебра с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы-"крисы". От XIV-XVI вв. дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, сосуды для благовоний, светильники). Ява - родина индонезийского батика, замечательного по красоте традиционного узора и расцветки. Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из которой, в частности, изготовляют кукол для теневого театра. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут циновки, кухонную утварь. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. На многих островах изготовляют по древним образцам культурную скульптуру из дерева и терракоты. Разнообразны типы народного жилища - от хижин и лёгких каркасных свайных домов из дерева и бамбука до больших общинных домов, иногда с высокой седловидной крышей, часто на мощных столбах.
С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии; наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. В XX в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона. В середине XIX в. в Индонезии появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех). на рубеже XIX-XX вв. - романтический национальный пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников Индонезии, основанное в 1937-38, С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди и др.). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. Абдуллах) и модернистскими течениями. Развивались реалистические скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты - Кебайоран), новые районы возникли в Джакарте, Джокьякарте, Бандунге; при помощи иностранных специалистов строятся общественные здания, промышленные, учебные, спортивные и другие комплексы. С середины 60-х гг. в изобразительном искусстве преобладают модернистские направления.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 9, 10, 11, Л.-М., 1970-73; Л. М. Демин, Искусство Индонезии, М., 1965; И. Ф. Муриан, Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в., М, 1981; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L,1959; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959.