Ирландия
- Просмотров: 28713
Ирландия, государство в Западной Европе
Ирландия (Ireland), Ирландская Республика, государство в Западной Европе, занимающее большую часть острова Ирландия. К бронзовому веку относятся мегалитические сооружения - кромлехи и дольмены, курганы с погребальными камерами, украшения из золота и бронзы с геометрическим орнаментом, к эпохе железа (с V-IV вв. до н. э.) - металлические изделия кельтов, украшенные сложным линейным узором. После христианизации Ирландии в V-XII вв. строились монастыри с часовнями и кельями (в Глендалохе, Келсе и др.), высокие сторожевые башни-колокольни. Декоративное богатство и напряжённый ритм плетёного ленточного орнамента характерны для каменных крестов (часто с экспрессивными сюжетными рельефами), бронзовых брошей, посохов, пластин (с эмалью, филигранью и узорными изображениями в "зверином стиле") и особенно для миниатюр, великолепных по динамике, разнообразию и красочности, заполняющих страницы орнаментов ("Евангелие из Келса", около 800, Библиотека Тринити-колледжа, Дублин). В XI-XII вв. воздвигались примитивные по композиции романские капеллы (в Кашеле) и церкви (соборы в Клонмакнойсе, Клонферте) с порталами, украшенными изящной резьбой; в конце XII-XIV вв. - готические храмы (Крайст-чёрч в Дублине), большей частью с 1 нефом и башней над средокрестием. Английская колонизация тормозила развитие культуры Ирландии. В XVII - начале XIX вв. в Дублине строились парадные административные здания, дворцы, особняки в стиле английского классицизма (архитекторы У. Робинсон, У. Чеймберс, Т. Кули, Дж. Гэндон и др.), а с 1829 - церкви в стиле английской неоготики. В XIX - начале XX вв. в портовых городах были созданы районы с регулярной застройкой в духе эклектизма. Ирландские художники XVIII в. - портретисты Ч. Джервас, Н. Хоун Старший, X. Д. Хамилтон, пейзажист Дж. Баррет, создатель первой панорамы Р. Баркер - работал главным образом в Англии. С 1840-х гг. борьба за национальное самоопределение стимулировала стремление к реализму, национальной самобытности в лирических пейзажах Н. Хоуна Младшего, городских видах и жанровых сценах У. Осборна. В начале XX в. сложилась национальная реалистическая школа (портреты Джона Б. Йитса, П. Тюои, Дж. Китинга, Ч. Лэмба, пейзажи Дж. X. Крейга, П. Хенри). Темпераментная романтическая живопись Джэка Б. Йитса разносторонне отразила народную жизнь Ирландии. В XX в. в Ирландии построен ряд архитектурных комплексов в современном стиле (работы архитекторов М. Скотта и Т. Кеннеди в Дублине и Голуэе), промышленных и транспортных сооружений, посёлков. Однако преобладает старая неблагоустроенная городская застройка. Наряду с традициями реализма (пейзажи Н. Мак-Гиннесс, Д. Хилла, скульптурные портреты Л. Кэмпбелла, А. О'Коннора, Ф. Мак-Уильяма) распространены декоративная стилизация (Л. Ле Брокки, И. Хоун) и многочисленные модернистские течения. Традиционное народное жилище Ирландии - оштукатуренный дом из грубого камня с соломенной кровлей. Среди народных ремёсел развиты ткачество (шерстяные ткани с пёстрой каймой), вышивка, плетение из соломы и камыша.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; Е. К. Иванова, Современная архитектура Ирландии, М., 1982; Arnold B., А concise history of Irish art, L., [1969]; Harbison P., Potterton H., Sheehy J., Irish art and architecture from prehistory to the present, L., 1978, Craig M., Fitzgerald D., Ireland observed. A handbook to the buildings and antiquities, Dublin-Cork, 1980; Fitz-Simon Chr., The arts in Ireland, Dublin, 1982.