Киргизская Советская Социалистическая Республика
- Просмотров: 29317
Киргизская Советская Социалистическая Республика
Киргизская Советская Социалистическая Республика, Киргизия. В составе СССР. Расположена на северо-востоке Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Киргизии - неолитические изображения животных в пещере Ак-Чункур, лепная керамика эпохи бронзы с наколотым или штампованным геометрическим орнаментом, ранние петроглифы в урочище Саймалы-Таш. Укреплённые валами и башнями оседлые поселения открыты на юге Киргизии (Шурабашат, IV-I вв. до н. э.). Концом 1-го тысячелетия до н. э. датируются крашеная и расписная керамика, украшения из золота (находки в курганах близ озера Иссык-Куль) и бронзы; выразительные наскальные росписи (в Араване). На севере Киргизии и на Тянь-Шане в могильниках кочевников саков и усуней (II в. до н. э. - V в.) обнаружены бронзовые жертвенники, светильники, котлы с литыми фигурками животных, металлические части конского убора с резными изображениями, украшения; стилистически эти произведения входят в круг памятников "звериного стиля". До монгольского завоевания (первая четверть XIII в.) на территории Киргизии параллельно развивались культуры оседлого и кочевого населения. В V-X вв. строились замки феодалов, разрастались города (городища Ак-Бешим, Бурана, Баласагун; гг. Ош, Узген) с цитаделью, городским ядром - шахристаном и предместьем - рабадом. На Тянь-Шане обнаружены обнесённые пахсовыми стенами с башнями обширные прямоугольные в плане территории - остатки ставок тюркских ханов для защиты кочевников в период войны; руины укрепленного караван-сарая Чалдывар на р. Манакельды (VIII или X вв.). Произведения изобразительного искусства из буддийских храмов Ак-Бешима свидетельствуют о влиянии позднегандхарских памятников, некоторые мотивы находят родственные элементы в живописи Восточного Туркестана, Фрагменты живописи и скульптуры, а также статуя Будды (свыше 12 м, литая глина с раскраской) найдены на Краснореченском городище. На Тянь-Шане и в Семиречье обнаружено множество поминальных стел тюркских племён - каменные изваяния людей с условно трактованными фигурами и плоскостными монголоидными лицами. Памятники искусства оседлого населения - скупо украшенная по ангобу (обмазка жидкой глиной) лепная керамика, схематические глиняные фигурки людей и животных, оссуарии (урны-костехранилища, преимущественно глиняные, с резным орнаментом, иногда с изображением человека); кочевого - металлические накладки на конскую сбрую, пряжки, подвески-медальоны с геометрическим и растительным орнаментом, с изображениями оленей, барсов, козлов. В середине X-XII вв. (мусульманское государство Караханидов) строились мечети, минареты (XI в. - "башня Бурана" на одноименном городище и в Узгене), мавзолеи (в Узгене) с узорной кладкой из кирпича, резьбой по ганчу и терракоте (мавзолей Шах-Фазиль, 50-е гг. XI вв.). В результате монголо-татарского завоевания города пришли в упадок. В XIII-XX вв. из монументальных зданий сооружались главным образом мавзолеи (Манаса мавзолей) и караван-сараи (Таш-Рабат, XV в.). После вхождения Киргизии в состав России (1860-70-е гг.) стали развиваться гг. Пишпек (ныне г. Фрунзе), Каракол (ныне Пржевальск), Токмак. В декоративно-прикладном искусстве большое место занимали ковроделие (войлочные ковры-ширдаки с мозаичными, вкатанными или аппликационными узорами, ворсовые ковры и подвесные полки для юрт), вышивка (настенные панно из бархата или сукна - туш-кийизы. сумки для посуды, одежда, попоны), узорные циновки из травы чий, ювелирные украшения из серебра; для всех произведений характерны лаконизм орнамента, уравновешенность композиции, чёткий ритм, яркая красочность. В узорах преобладают крупные округлые формы и мотив "рога барана".
В советское время архитектура Киргизии за короткий срок прошла путь от кочевой юрты, саманных и глинобитных жилищ до благоустроенных современных жилых домов, общественных и промышленных зданий, инженерных сооружений, от разбросанных кишлаков до хорошо спланированных озеленённых городов, посёлков, сёл. Первым крупным общественным сооружением в Киргизии было здание СНК Киргизской ССР в г. Фрунзе (1926-28). Ряд построек второй половины 20-х - начала 30-х гг. выполнен в духе конструктивизма. С середины 30-х гг. используются формы классического зодчества. С конца 30-х гг. в архитектурном декоре широко применяется национальный орнамент. С конца 40-х гг. были разработаны генеральные планы многих городов Киргизии, с 50-х гг. строятся здания с применением сборного железобетона и стекла (здания АН Киргизской ССР во Фрунзе, 60-е гг.). Ведётся курортное строительство (на озере Иссык-Куль). В 60-80-х гг. разрабатываются новые генеральные планы городов; архитектура отличается выразительностью современных форм и конструкций. В становлении советского изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли С. А. Чуйков, а также живописцы В. В. Образцов, И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев, скульптор О. М. Мануйлова. В 30-х гг. начали работать первые живописцы-киргизы Г. Айтиев, С. М. Акылбеков, с конца 30-х гг. - графики Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв, А. А.Сгибнев. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 развивалась агитационная и сатирическая графика, создавались произведения, посвященные героям войны (памятник И. В. Панфилову во Фрунзе, 1942, скульпторы А. А. и О. М. Мануйловы). В живописи 50-х гг. наряду с портретом и пейзажем возрос интерес к тематической картине (Л. Ф. Деймант). В конце 50-60-х гг. творческий отряд художников Киргизии пополнился живописцами А. Усубалиевым, Д. К. Кожахметовым, К. К. Керимбековым, Дж. Джумабаевым, А. О. Семеновым, графиком М. О. Оморкуловым. В 60-х гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура, начали работать скульпторы-киргизы со специальным образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (рельефы на мемориальном музее М. В. Фрунзе в г. Фрунзе, 1967). В театре успешно работают художники А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др. Искусство 70-80-х гг., широко развивающееся как в столице, так и в областных центрах республики, отмечено появлением работ высокого гражданского звучания (монумент "Борцам революции", 1978, скульптор Садыков, архитектор Г. П. Кутателадзе; скульптурно-архитектурный ансамбль "Манас", 1981, скульптор Садыков, архитектор А. Печёнкин, - оба в г. Фрунзе), стремлением к созданию национально-характерных произведений. Богатые традиции киргизского народного искусства нашли продолжение в ковроделии, вышивке, изделиях из кожи, в текстильной и керамической промышленности. Развивается профессиональное декоративно- прикладное искусство (Дж. Уметов). В 1941 основан СА Киргизской ССР, в 1958 - СХ Киргизской ССР.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 12 (кн. 1), М., 1970-75; В. Е. Нусов, Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней, Фрунзе, 1971; его же, Современная архитектура Киргизии, Фрунзе, 1982; Искусство Киргизской ССР. в кн.: ИИН СССР, т. 7-9 (кн. 2), М., 1972-84; Д. Т. Уметаллиева, Изобразительное искусство Киргизии, Фрунзе, 1978; Художники Советской Киргизии. Сб., Фрунзе, 1982; О. П. Попова, Пейзаж в изобразительном искусстве Киргизии, Фрунзе, 1982; В. Д. Горячева, Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии (Бурана, Узген, Сафид-Булан), Фрунзе, 1983.