Судан
- Просмотров: 27656
Судан, государство в Северо-Восточной Африке
Судан, Демократическая Республика Судан, государство в Северо-Восточной Африке. Среди памятников художественной культуры Судана - неолитические глиняные статуэтки животных, лепная керамика, многочисленные наскальные изображения. Во 2-м тысячелетии до н. э. искусство Судана развивалось в русле древнеегипетской культуры; к концу 1-го тысячелетия до н. э. всё явственнее проступали черты местного своеобразия (в архитектуре - приземистость и массивность пропорций, в монументальных рельефах - резкая светотень, относительная свобода от канонов). По мере утверждения христианства (со второй половины VI в.) возводились церкви, по своей архитектуре и настенным росписям близкие коптскому искусству. Архитектура Западного Судана XV-XVI вв. (руины города Ури) обнаруживает много общего со средневековым каменным зодчеством стран Восточной Африки. Наиболее характерные типы народного жилища XIX-XX вв. - прямоугольные в плане хижины из кирпича-сырца, на побережье Красного моря - дома из кораллового известняка с выступающими зарешеченными окнами, у негроидных племён Южного Судана - круглые глиняные или плетёные хижины с кровлями из травы. Строительство европейского типа до середины XX в. было сосредоточено в крупных центрах (Хартум и др.). После провозглашения независимости (1956) развёртывается более широкое и планомерное промышленное и жилищное строительство, предпринимаются попытки упорядочивания городская застройки.
Распространённые виды традиционного суданского изобразительного и декоративно- прикладного искусства - деревянная скульптура, отличающаяся иератизмом и слабой расчленённостью форм, глиняная мелкая пластика; у арабов Северного Судана - филигранные работы по меди и серебру, изготовление изделий из кожи; у негроидных народов Южного Судана - художественное плетение. С середины XX в. складывается национальная школа изобразительного искусства, которой свойственно соединение местных декоративных и европейских традиций (скульпторы М. Куа, А. Хамид, живописцы X. Аббас, М. О. Бешир, график А. А. Борхан).
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.