Таиланд
- Просмотров: 26565
Таиланд, государство в Юго-Восточной Азии
Таиланд, Королевство Таиланд, Сиам, государство в Юго-Восточной Азии. На территории Таиланда памятники художественной культуры восходят к неолиту и бронзовому веку (керамика, наскальные росписи). В I-VI вв. н. э. в Таиланде, большая часть территории которого входила в состав государства Фунань (см. Кампучия), развивалось искусство монов и кхмеров, послужившее основой собственно тайской художественной культуры. Формирование национального искусства под эгидой буддизма началось с XIII в. в государстве Сукотаи, продолжалось и развивалось в государствах Аюттхая (XIV-XVIII вв.) и Бангкок (XVII-XIX вв.). В период Сухотаи окончательно сложился тип тайского храмового комплекса (вата), сочетающего святилища пранг или пра-пранг (с башнеобразной закруглённой вершиной) и чеди или пpa-чеди (с колоколообразным покрытием и шпилем) с храмами-веханами - ваты Чанг Лом в Саванкхалоке (XIII в.), Махатат в Сукотаи (Сукхотхай, 1345). Скульптура этого периода представлена многочисленными статуями Будды (монументальные сидящие каменные фигуры; бронзовые изображения идущего Будды, отличающиеся особым изяществом линий). Позы статуй (саны) и положения их рук (мудры) строго каноничны и означают определенные эпизоды из жития Будды Гаутамы; лица наделены местными этническими чертами. Сохранившиеся фрагменты живописи свидетельствуют о связях с Бирмой.
С XIV в, складывались основные принципы градостроительства Таиланда. Города (Аюттхая, Бангкок), обнесённые кирпичными стенами с листовидными зубцами, имели прямоугольную планировку; улицами часто служили многочисленные протоки и каналы. В центре города располагались грандиозные дворцы или сложные по формам большие храмовые комплексы, богато украшенные резьбой, многоцветной мозаикой и росписями. С архитектурой было связано развитие скульптуры, в огромном количестве размещавшейся в храмах, в виде стоящих или сидящих статуй Будды, образующих галереи, или в виде опоясывающих храм динамичных фризов из пляшущих обезьян, демонов, птиц и птицелюдей (кинар). Пластическая выразительность скульптуры постепенно сменялась внешней декоративностью. С XIV в. известна стенная живопись темперой - росписи на темы жизни Будды в храмах Аюттхаи (XV в.), сцены из "Тосачаты" и "Рамаяны" в храмах Бангкока (XVIII-XIX вв.). Композиция, колористическое решение, масштаб деталей подчинены общему замыслу решения интерьеров. В XIX в. получили распространение живопись темперой на деревянных досках, акварельная миниатюра. С конца XIX в. и особенно с 1950-х гг. в городах Таиланда ведётся интенсивное строительство по западно- европейским и американским образцам. Прогрессивные художники (Фуа Харабитак, Тави Нандакван, скульптор Хъен Йимсари, график Манита Пу Ари), следуя европейскому реализму, стремятся сохранить традиционные особенности национального искусства.
В декоративно-прикладном народном искусстве основное место занимают лаковая живопись (с XVII в.), изготовление изделий из буйволовой кожи, резьба по дереву, чеканка по серебру, ткачество, тиснение.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.