Турция
- Просмотров: 28147
Турция, государство на полуострове Малая Азия
Турция, Турецкая Республика, государство на полуострове Малая Азия, а также крайнем юго-востоке Балканского полуострова. На территории Турции сохранились намёки первобытного искусства и искусства древневосточных государств (см. Хетты, Урарту). В Малой Азии развивались культуры, входившие в системы эгейской (см. Эгейское искусство) и эллинской (см. Греция Древняя) цивилизаций, а также государств эпохи эллинизма (см. Эллинистическое искусство), Римской империи (см. Рим Древний), Византии. В XII-XIII вв. с образованием Сельджукского (Конийского) султаната сложилась художественная культура, выросшая на почве местных малоазийских культурных традиций и впитавшая в себя иранское, иракское, армянское и азербайджанское культурные влияния. В городах (Конья и др.) сооружались монументальные дворцы, караван-сараи, мечети (Алааддина в Конье) и медресе (Индже-минаре в Конье) с компактными объёмами, обильным резным декором на портале, мавзолеи, бани. Развивались ткачество, ковроделие, художественная обработка металла, резьба по дереву. В напряжённой военной атмосфере сложения Османского государства (XIV - первая половина XV вв.) были возведены величественные крепости на берегах пролива Босфор, близ Константинополя: Анадолухисары (конец XIV в.) и Румелихисары (1452). С притоком материальных ценностей, вызванным военными успехами государства, интенсивно развивались города (Бурса, Эдирне). Заимствованные из предыдущего периода типы гражданских и культовых построек обрели большую зрелищность (усложнение пространственных и пластических эффектов, активное использование в интерьере полихромной керамической облицовки; Ешиль-джами в Бурсе, 1413-21, Уч Шерефели в Эдирне, 1437-47). Во второй половине XV-XVI вв., в период могущества Османской империи, в городах сооружались большие по масштабам комплексы дворцовых (дворец в Стамбуле, с XVIII в. получил название Топкапы), торговых, учебных и других сооружений; на основе использования конструктивно- художественного опыта византийского зодчества был выработан тип монументальной центрической купольной мечети с пышной керамической облицовкой интерьера (Селимие в Эдирне, 1569-75, архитектор Синан).
В XVI в. расцвет переживало искусство миниатюры, в котором наряду с направлением, всецело связанным с традициями иранской миниатюры сефевидского периода (см. Иран), определилось направление, развивавшее самобытные черты - тяготение к чётко ритмизированным многофигурным сценам, резкость жёстких линий рисунка, яркость локальных цветов (Насух, Осман и др.). Среди декоративных искусств ведущее место сохраняла керамика: архитектурная (панно и фризы из плиток с подглазурной орнамент, росписью), бытовая (сосуды с многоцветными, реалистически трактованными цветовыми мотивами). XVI - начале XVII вв. - время расцвета ковроделия (центр Ушак; "медапьонные", "звездчатые" ковры). Высокого уровня достигла художественная обработка кости, кожи, металла. В XVII в., с начавшимся экономическим и политическим упадком Османского государства, утратило свою интенсивность гражданское строительство. Культовое зодчество всецело опиралось на наследие XVI в. (мечеть Ахмедие в Стамбуле). Традиции турецкой миниатюры продолжали Календер, Накши. В XVIII-XIX вв. всё сильнее проявлялось европейское влияние, приведшее к смешению стилей. Создавались мечети, фонтаны, в которых заметны черты барокко и рококо. В начале XX в. имели место попытки придать архитектуре национальный характер путём копирования форм сельджукского и османского зодчества (творчество Кемаледдина, Ведата Тека). Во второй половине XVII-XVIII вв. миниатюра обрела черты европейской живописи, зародилась станковая живопись (Левни). Во второй половине XIX в. живописцы работали в русле европейской школы - как в духе академизма, так и под влиянием реалистического направления (Осман Хамди, Сейит-бей); с 1910-х гг. распространились принципы импрессионизма и постимпрессионизма (Н. З. Гюран, И. Чаллы, Ф. Дуран, X. А. Лифиж). С конца 20-х гг., с установлением Турецкой республики, по генеральному плану застраиваются города (Анкара и др.), возводятся здания в духе функционализма, неоклассицизма, а также в современном национальном стиле (творчество С. X. Эльдема, Э. Оната). С конца 20-х гг. в изобразительное искусство проникли веяния экспрессионизма, кубизма, конструктивизма, а с 50-х гг. - абстрактного искусства. Ряд мастеров, сочетая опыт новейших европейских течений с традициями пластики хеттов (живописец и график Дж. Толлу, скульптор X. Гезер), турецкой миниатюры и декоративного искусства (живописцы и графики Н. Берк, И. Балабан, график М. Аслыер), стремится к выработке современного художественного национального стиля. Некоторые художники сохраняют непосредственную связь с традициями турецкой миниатюры (живописец и график Т. Заим). Развивается керамика, ковроделие и другие отрасли декоративно-прикладного искусства.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ВИИ, т. 2, 6 (кн. 1), М., 1961-65; ВИА, т. 8, 11, М., 1969-73; Turkish art, Wash. - N. Y., 1980.