Юго-Осетинская Автономная Область
- Просмотров: 27159
Юго-Осетинская Автономная Область
Юго-Осетинская Автономная Область, Южная Осетия. В составе Грузинской ССР. Расположена на южных склонах Большого Кавказа. Среди памятников древней художественной культуры, обнаруженных на территории Южной Осетии, - остатки поселений с круглыми в плане жилыми постройками (6-5-е тысячелетие до н. э.), бронзовые, золотые и серебряные изделия с рельефным декором (2-е тысячелетие до н. э.), бронзовые топоры изящной формы, фибулы, браслеты с геометрическим орнаментом и изображениями животных, керамика с геометрическими узорами и налепами, относящиеся к кобанской культуре (рубеж 2-1-го - середина 1-го тысячелетия до н. э.), высокохудожественные поясные бляхи (II в. до н. э. - III в. н. э.) и др. В средневековом зодчестве, развившемся в основном на базе архитектурных традиций Грузии, проявились и местные строительные традиции: крестово- купольные каменные храмы Ксанский Армази (864), Тигва (1152), Икорта (1172); дворец в селе Дзагина (XVII в.). В горных районах в средние века возводились сторожевые и боевые башни, жилища-крепости, святилища. Для поселений высокогорного пояса характерны террасообразные композиции, для поселений горной и предгорной частей - усадебный тип застройки. Народное жилище Южной Осетии XVIII-XIX вв. - каменная постройка с плоской крышей, террасой и каменное или деревянное сооружение со светодымовым пирамидальным отверстием в центре плоской или чердачной крыши. Народное декоративно-прикладное искусство Южной Осетии представлено художественной вышивкой золотыми и серебряными нитями и шёлком, металлическими сосудами, украшениями и оружием с чернью, гравировкой, насечкой, резной деревянной утварью и т. д. К концу XIX в. национальный поэт и общественный деятель К. Л. Хетагуров выступил и как основоположник станковой осетинской живописи и графики.
В Советской Южной Осетии в соответствии с генеральными планами (1930, 50-е гг.) ведётся реконструкция центра Южной Осетии - Цхинвали, строительство промышленных, административных (административные здания - 1937, архитектор М. Шавишвили, 1983, архитектор Г. Авсаджанишвили, Т. Чигогидзе, - оба в Цхинвали), культурно-бытовых (Драматичечкий театр имени К. Л. Хетагурова в Цхинвали, 1925-29, архитектор А. Тер-Степанов) и жилых сооружений. Важную роль в становлении советского изобразительного искусства Южной Осетии сыграл живописец (преимущественно жанрист) М. С. Туганов. С 20-х гг. художники получают образование в Тбилиси, Москве и Ленинграде. В 1955 в Цхинвали создано Художественное училище имени М. Туганова. В 50-х - начале 80-х гг. в Южной Осетии успешно развиваются станковая живопись (X. И. Гассиев, Г. В. Догузов, В. Г. Козаев, С. В. Минасов, Б. И. Санакоев и др.), портретная и монументальная скульптура (В. Н. Кокоев и др.), монументально- декоративная (М. И. Кокоев и др.) и театрально-декорационная (Т. А. Гаглоев, А. Г. Засеев и др.) живопись, станковая и книжная графика (А. Д. Ванеев, И. В. Джейранашвили, А. М. Санжеровская и др.), декоративно-прикладное искусство (X. Л. Засеев, Г. П. Мамитов и др.). В 1938 организовано Южно-Осетинское отделение СХ Грузинской ССР.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; М. И. Джандиери, Г. И. Лежава, Архитектура горных районов Грузии. Хевсуретия, Южная Осетия, Горная Рача и Нижняя Сванетия, М., 1940; Б. И. Санакоев, Художники Юго-Осетии, Сталинири, 1957; А. И. Робакидзе, Г. Г. Гегечкори, Формы жилища и структура поселения горной Осетии, Тб., 1975 (Кавказский этнографический сборник, [т.] 5, в. 1); Р. С. Меписашвили, В. Цинцадзе, Архитектура Нагорной части исторической провинции Грузии Шида-Картли, Тб., 1980.