+9#Описани е картины Ивана Крамского: Портрет Павла Михайловича Третьякова (1876) —
Третьяковская галерея29.01.2014 14:45
Демократическое сознание второй половины ХIХ века выработало определенную иерархию человеческой значимости. Причастность к высшему типу определялась не столько умом, талантом или волевыми задатками человека, сколько этическим развитием, уровнем его нравственной зрелости и заслугами перед отечеством. Немногие в это мятущееся время могли стать в ряд лучших сынов России. Среди них можно с уверенностью назвать П.М. Третьякова. "Я хотя и купец, но обладаю рядом некупеческих достоинств", – говорил о себе создатель Третьяковской галереи. К таким достоинствам относились его скромность и демократизм взглядов. Портрет И.Н. Крамским написан без внешней эффектности. Из темно-коричнего фона выступает погрудное изображение. Рассеянным, неярким светом выделено лицо с тонкими чертами и высоким лбом. Облик Третьякова воскрешает в памяти лики христианских аскетов. Холодновато-серые рефлексы на белом треугольнике сорочки контрастируют с теплыми красками лица, которые тонко соотносятся с темным дальним планом. Колорит построен на сочетании серых, черных и коричневых тонов. Мастер стремился подчеркнуть общественную значимость личности. Изображение П.М. Третьякова заставляет вспоминать не столько его личные качества, сколько заслуги перед русской культурой, в частности, заказанную им галерею портретов "лиц дорогих русской нации", для которой Крамской написал двенадцать портретов представителей писательской и художественной интеллигенции. Образ создателя музея национального искусства занял достойное место в этом ряду.
Комментарии
Немногие в это мятущееся время могли стать в ряд лучших сынов России. Среди них можно с уверенностью назвать П.М. Третьякова. "Я хотя и купец, но обладаю рядом некупеческих достоинств", – говорил о себе создатель Третьяковской галереи. К таким достоинствам относились его скромность и демократизм взглядов.
Портрет И.Н. Крамским написан без внешней эффектности. Из темно-коричнего фона выступает погрудное изображение. Рассеянным, неярким светом выделено лицо с тонкими чертами и высоким лбом. Облик Третьякова воскрешает в памяти лики христианских аскетов. Холодновато-сер ые рефлексы на белом треугольнике сорочки контрастируют с теплыми красками лица, которые тонко соотносятся с темным дальним планом. Колорит построен на сочетании серых, черных и коричневых тонов.
Мастер стремился подчеркнуть общественную значимость личности. Изображение П.М. Третьякова заставляет вспоминать не столько его личные качества, сколько заслуги перед русской культурой, в частности, заказанную им галерею портретов "лиц дорогих русской нации", для которой Крамской написал двенадцать портретов представителей писательской и художественной интеллигенции.
Образ создателя музея национального искусства занял достойное место в этом ряду.