Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Явление Христа народу, 1837-1857. - 540 х 750 см. Холст, масло. Реализм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Иоанн Креститель, облаченный в плащ поверх туники из звериных шкур, подымает свой тростниковый крест к сгрудившейся вокруг него толпе и проповедует своим последователям Слово Божье. Иванов запечатлевает два важнейших сюжета, связанных с этим одержимым духовидцем: его пророчество о пришествии Христа и крещение в Иордане. Слева взбирается на берег один из только что окрещенных. Иванов использует классические типы и одеяния, усваивает благородный стиль Ренессанса, надеясь достичь такого же благородного величия и гармонии, как старые мастера, Рафаэль и Микеланджело. Большую часть своего зрелого периода художник провел в Риме, где испытал влияние религиозной художественной группы назарейцев. Его многочисленные замыслы воплощения библейских сюжетов так и остались на стадии эскизов, соединяющих мистическое чувство с исторической достоверностью и оригинальной образностью.
 
Явление Христа народу, 1837-1857. —

540 х 750 см.
Холст, масло.
Реализм.
Россия.
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Иоанн Креститель, облаченный в плащ поверх туники из звериных шкур, подымает свой тростниковый крест к сгрудившейся вокруг него толпе и проповедует своим последователям Слово Божье. Иванов запечатлевает два важнейших сюжета, связанных с этим одержимым духовидцем: его пророчество о пришествии Христа и крещение в Иордане. Слева взбирается на берег один из только что окрещенных. Иванов использует классические типы и одеяния, усваивает благородный стиль Ренессанса, надеясь достичь такого же благородного величия и гармонии, как старые мастера, Рафаэль и Микеланджело. Большую часть своего зрелого периода художник провел в Риме, где испытал влияние религиозной художественной группы назарейцев. Его многочисленные замыслы воплощения библейских сюжетов так и остались на стадии эскизов, соединяющих мистическое чувство с исторической достоверностью и оригинальной образностью.

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

+8 # Описание картины Явление Христа народу (Александр Иванов)Музей Арт-Рисунок 13.04.2012 13:28
Большую часть своей жизни русский художник Александр Иванов провел в Италии. В России вспоминали о нем время от времени, когда в печати появлялись сообщения людей, посещавших его мастерскую в Риме. Посланный за счет Общества поощрения художников, Иванов в благодарность прислал ему свою картину «Явление Христа Марии Магдалине». Она сразу же поставила его в ряд с лучшими русскими художниками и, будучи выставлена в Академии художества, исторгала у зрителей слезы.

В ней, как и в более раннем прекраснейшем произведении «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным, будь то величие человека или красота природы. Отсюда рождается и замысел прославленной картины «Явление Христа народу», работа над которой относится к началу 1837 года.

Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерско й. Перестали даже уже и осаждать его просьбами - пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет.

И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской. Тут-то мастерская художника разом наполнилась народом: начиная от первого князя до самого последнего работника, весь Рим устремился в нее. Художники всех наций и направлений стекались толпами, и уже не было ни о ком разговоров, кроме как о русском художнике Александре Иванове и его картине. Сам маститый и пользовавшийся в то время большим авторитетом П. Корнелиус несколько раз пожимал руку русскому художнику и повторял: «Un valoroso maestro!» («Вы - большой мастер!»). Даже И.Ф. Офербек, который привык видеть в Иванове робкого ученика, внимательно прислушивавшего ся к его советам, «провел несколько часов перед оконченным произведением и только в состоянии был произнести: «Кто бы мог подумать: Иванов нас надул!».

Содержание картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, именно этот момент Иванов и изобразил на своей картине.

Зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка, который говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!» Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине прошлого XIX века отмечал, что сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека. Действительно, это не появление обычного странника на пустынной дороге; это момент наступления нового мира.

На первом плане полотна, справа, стоит нагой человек, который уже готовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Рядом с ним стоит отрок со сложенными руками. Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смотрит на Иоанна. Несколько человек в группе народа повернулись в ту сторону, куда указывает Иоанн, другие же остались стоять, как и прежде. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. Далее - кроткие, скорбные женские лица.

Недаром Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров. Художник посещал синагоги и церкви, чтобы наблюдать молящихся, потому и находит зритель среди этих людей, собравшихся на каменистом берегу Иордана, под сенью дымчато-зеленой листвы олив, поборников и противников новой веры, колеблющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямц ев и жаждущих истины юношей...

Особое значение придавал Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он «просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».

На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей - не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была намеренна, чтобы не останавливать зрительского воображения.

Христос на картине Иванова направляется прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменив направление движения Спасителя, Иванов драматизировал художественное повествование: движение Искупителя было тем самым наделено значением неумолимо приближающегося приговора.

Иванов трудился над этим полотном двадцать лет. Для таких произведений недостаточно одного гения художника и познаний им искусства, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.

В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами. Ему предстояло доставить в Санкт-Петербург холст огромных размеров (высота - 540 см, ширина - 750 см). Кроме того, Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было делом хлопотным.

В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Специальным именным постановлением художнику было предоставлено право самому отыскать подходящее место для экспозиции своего произведения. Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Отсюда позднее полотно предполагалось перенести в Испанскую галерею Эрмитажа для всеобщего обозрения. В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина Иванова «не поразила так двор, как картина Брюллова».

Последствия этого вскоре дали о себе знать. Так, 3 июня Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». 9 июня картина была перенесена в здание Академии художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Несколько позже в журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина об этой картине. Официальные академические круги высказали свое резко негативное отношение к картине, утверждая, что автор не оправдал надежд и ожиданий.

Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихс я 30 тысяч только 10 или даже 8. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его снова не соизволили принять, он слег. А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался. Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной канцелярии и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.

Молодое же поколение отнеслось к художнику и его вдохновенному труду восторженно. Иван Крамской, тогда еще ученик Академии, свои впечатления от картины А. Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись»; на молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с художником и его картина произвели неизгладимое впечатление. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни».

Теперь главное полотно великого мастера выставлено в новом зале Третьяковской галереи, возведенном на месте внутреннего двора. По обе стороны от него, а также в специальном небольшом помещении, расположены многочисленные этюды к нему.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+5 # Описание картины Явление Христа народуТретьяковская галерея 28.01.2014 13:46
Сюжет картины взят А.А. Ивановым из первой главы Евангелия от Иоанна. Называя сюжет "всемирным", художник стремится показать человечество в решающий момент, определяющий его судьбу.
Иванов так видел свою задачу: "Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных [...], проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости". Для художника эту свободу можно обрести, в первую очередь, в сфере духовной, поэтому смысловое ядро картины – возрождение людей под влиянием учения Мессии, "откровением коего начался день человечества, нравственного совершенства".
Композиция строится отдельными группами персонажей, которые сопоставлены по принципу соответствия или контраста.
В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан. Он указывает на приближающегося Иисуса и произносит: "[...] вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира [...]" (Ин, I, 29). За спиной Иисуса – золотое свечение – то, что Иванов называл "золото в лазури", божественный Свет Благодати.
Слева от Иоанна Крестителя группа апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним – прислушивающийс я Петр, далее Андрей Первозванный, за его спиной апостол Нафанаил.
На первом плане представлено человечество во всем разнообразии: язычники и уже обратившиеся в веру, "грешники" и "праведники", колеблющиеся и решившиеся, юноши и старцы – образ вечной смены поколений, непрекращающейс я жизни. На первом плане богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада".
Справа группы фарисеев и римских воинов. Среди них выделяется фигура "ближайшего к Христу", в котором узнаются портретные черты писателя Н.В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя, Иванов запечатлел собственные черты.
Картина осталась незаконченной.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Описание картины «Явление Христа народу»Иванов Александр Андреевич 22.01.2016 11:34
Описани е картины Александра Иванова: Явление Христа народу.

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.
Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.
«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.
Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург . В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.
Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.
На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.
Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.
Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.
Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.
Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 613 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!