Микеланджело Буонарроти
- Просмотров: 36801
Буонарроти Микеланджело, итальянский скульптор
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого Возрождения. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения.
Микеланджело учился в мастерской Д. Гирландайо (1488-89) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях (рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", около 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция, - оба мраморные, как и все остальные скульптурные произведения Микеланджело) определились главные черты творчества Микеланджело - монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал в Риме статую "Вакх" (1496-97, Национальный музей, Флоренция). В традиционную готическую схему скульптурной группы "Оплакивание Христа" (около 1497-98, собор св. Петра, Рим) он внёс глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую "Давид" (1501-04), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо ("Битва при Кашине", 1504-06, сохранились копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. После многократного изменения проекта гробница Юлия II была завершена только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим). Для неё Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделённого могучей волей, титанической силой и темпераментом "Моисея" (1515-16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), исполненные трагизма статуи "Восставший раб" и "Умирающий раб" (обе - 1513-16, Лувр), а также 4 статуи рабов, оставшиеся неоконченными (около 1532-34, Галерея Академии Художеств, Флоренция). В незавершённых статуях виден процесс напряженной работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.
В живописном цикле, выполненном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12; включает композиции со сценами из библейской книги Бытия в центральной части плафона, монумент, фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и эпизодов из Библии в распалубках, парусах и люнетах), Микеланджело создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны чёткость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме сдержанных, изысканных цветов.
В 1516-34 Микеланджело вновь работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо, архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-34) и статуями для гробницы Юлия II. Под влиянием исторических и социальных процессов, выразившихся в нарастании феодальной реакции, мироощущение Микеланджело в 1520-х гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса ренессансных идеалов, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишённых портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырёх фигур, изображающих времена суток и олицетворяющих беспощадную необратимость течения времени.
В 1534 Микеланджело переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. В этот период он создал фреску "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, поражающую трагической силой образов. Глубокие раздумья Микеланджело о тщете человеческих усилий, мучительная безнадёжность поисков истины отразились также во фресках капеллы Паолина (1542-50) в Ватикане, отчасти предвосхищающих росписи барокко. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произв. относятся "Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-55, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии Художеств, Флоренция), предназначенная для собственного надгробия, и незаконченная скульптурная группа "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей старинного искусства, Милан), отмеченные трагической экспрессией художественного языка.
Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Большую роль играет в них рельефное оформление стены - активная светотеневая организация её поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523-34 Микеланджело работал, над проектом и руководил строительством базилики Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора св. Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично поставленными по её сторонам дворцами, открываясь в город широкой лестницей. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора св. Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции).
В последние годы жизни Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. Излюбленными стихотворными формами Микеланджело были мадригал и сонет.
Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко.
Лит.: Архитектурное творчество Микельанджело. Сб. статей, М., 1936; М. Алпатов, Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; М. Я. Либман, Микеланджело Буонарроти, М., 1964; Микеланджело. Жизнь. Творчество. [Сб., сост. В. Н. Гращенков], М., 1964; Е. И. Ротенберг, Микеланджело, М., 1964; Микеланджело и его время. [Сб. статей], М., 1978; У. Балдини, Микеланджело - скульптор, пер. с итал., М., 1979; Tolnay Ch. De, Michelangelo, v. 1-5, Princeton, 1943-60; Ackerman J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1-2, L, 1961; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.-N. Y., 1967; Einem H. Von, Michelangelo. Bildhauer, Maler, Baumeister, B., [1973].