480 x 360 см. Холст, масло. Маньеризм. Испания. Толедо. Церковь Сан Томе. Кружащиеся в водовороте формы и краски создают зримый и динамичный образ Небес. Толедский сановник, граф Оргас был столь набожным, что Святой Августин и Святой Стефан чудесным образом явились на его похороны, чтобы опустить тело в могилу. Наверху изображена душа графа, восходящая на небо, что наблюдают стоящие внизу представители толсдской знати и духовенства. Родившийся на острове Крит, Эль Греко учился в Венеции и Риме и уже потом перебрался в Толедо. В то время господствующим стилем была классическая манера Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которую Эль Греко преобразовал в свой собственный, глубоко духовный стиль, с удлиненными формами, широкими движениями и яркими, иногда неземными тонами. В этом смысле в творчестве Эль Греко можно видеть вершину маньеристической живописи.
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените это изображение
Комментарии
+2#Описание картины: Похороны графа Оргаса (Эль Греко) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 12:37
Доменико Теокопули (таково настоящее имя Эль Греко) - легендарный мастер, судьба которого таинственна и полна чудес. Его живопись занимает совершенно особое место в истории европейского искусства. Родившийся на Крите, он стал «самым испанским художником», «живописцем кастильской набожности во времена Сервантеса, испанских миссионеров святой Терезы и Хуана де ла Крус».
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи графа Оргаса. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес святой Стефан и блаженный Августин собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.
Заказывая Эль Греко картину, священники дали описание того, что должно было быть изображено на полотне. Этот документ сохранился до наших дней и свидетельствует, насколько точно художник следовал данным ему указаниям.
Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей, изображенных портретно. Друзья покойного - это в большинстве своем гордые испанские идальго. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте - эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в саркофаг.
Двое людей в картине смотрят прямо на зрителя. Мужчина, лицо которого видно над святым Стефаном (искусствоведы предполагают, что это может быть автопортрет художника), и мальчик, жестом как бы заостряющий внимание зрителя на совершающемся мистическом чуде, - это сын Эль Греко.
Нет ничего суетного, житейского, обыденного. Нет следов церковного интерьера и ненужных предметов, ничего лишнего и второстепенного, что бы отвлекало от главного. Лишь строгие, скорбные лица, застывшие в глубокой задумчивости, и погребальные факелы.
В верхней части картины, замкнутой полукружием, изображена другая сцена - происходящее в то же самое время на небесах. Душа умершего изображена в виде спеленатого младенца. Рука Спасителя обращена к находящейся почти симметрично напротив Марии. Остальное пространство верхней части картины заполняют ангелы и святые.
Великолепно передана Эль Греко торжественно-траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черного, красного, оранжевого и желто-зеленого. Картина «Похороны графа Оргаса» напоминает огромный красочный узор, все элементы которого взаимосвязаны, каждый мотив находит созвучие, темы варьируются, усложняются, сливаются.
Так же великолепно передана Эль Греко материальность предметов, различие фактуры тканей в одеждах идальго и тяжелых серых сутанах монахов, прозрачность белой накидки дьякона, отблески пламени свечей. Блеск темного металла доспехов графа Оргаса контрастирует со сверкающей золотом парчой облачения святых.
Картина «Похороны графа Оргаса» стала настоящим украшением Толедо. Многие иностранцы специально приезжали в город, чтобы только увидеть эту картину. Сами толедцы не устают любоваться ею, каждый раз находя в ней что-то новое, и с особым любопытством изучают представленные на ней портреты великих мужей.
Комментарии
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священник а Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи графа Оргаса. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес святой Стефан и блаженный Августин собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.
Заказывая Эль Греко картину, священники дали описание того, что должно было быть изображено на полотне. Этот документ сохранился до наших дней и свидетельствует , насколько точно художник следовал данным ему указаниям.
Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей, изображенных портретно. Друзья покойного - это в большинстве своем гордые испанские идальго. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте - эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в саркофаг.
Двое людей в картине смотрят прямо на зрителя. Мужчина, лицо которого видно над святым Стефаном (искусствоведы предполагают, что это может быть автопортрет художника), и мальчик, жестом как бы заостряющий внимание зрителя на совершающемся мистическом чуде, - это сын Эль Греко.
Нет ничего суетного, житейского, обыденного. Нет следов церковного интерьера и ненужных предметов, ничего лишнего и второстепенного , что бы отвлекало от главного. Лишь строгие, скорбные лица, застывшие в глубокой задумчивости, и погребальные факелы.
В верхней части картины, замкнутой полукружием, изображена другая сцена - происходящее в то же самое время на небесах. Душа умершего изображена в виде спеленатого младенца. Рука Спасителя обращена к находящейся почти симметрично напротив Марии. Остальное пространство верхней части картины заполняют ангелы и святые.
Великолепно передана Эль Греко торжественно-тр аурная гамма серо-серебристы х и золотисто-желты х тонов с акцентами желтого, синего, черного, красного, оранжевого и желто-зеленого. Картина «Похороны графа Оргаса» напоминает огромный красочный узор, все элементы которого взаимосвязаны, каждый мотив находит созвучие, темы варьируются, усложняются, сливаются.
Так же великолепно передана Эль Греко материальность предметов, различие фактуры тканей в одеждах идальго и тяжелых серых сутанах монахов, прозрачность белой накидки дьякона, отблески пламени свечей. Блеск темного металла доспехов графа Оргаса контрастирует со сверкающей золотом парчой облачения святых.
Картина «Похороны графа Оргаса» стала настоящим украшением Толедо. Многие иностранцы специально приезжали в город, чтобы только увидеть эту картину. Сами толедцы не устают любоваться ею, каждый раз находя в ней что-то новое, и с особым любопытством изучают представленные на ней портреты великих мужей.