Гротеск
- Просмотров: 29117
Гротеск, вид орнамента
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.). Гротеском были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в XV в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (I в.) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, художник Пинтуриккьо, и в лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Происходящее от орнаментального гротеска наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектическое понимание бытия (карнавалы; в изобразительном искусстве - химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др.), гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись X. Босха, П. Брейгеля), когда он наделяется демонстративным жизненным антиаскетизмом и пронизывается острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. В дальнейшем гротеск всё чаще использовался как художественно-публицистическое средство обличения социальной действительности (творчество Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др.). В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия (нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др.). Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников XX в. (сатиры Ж. Гроса, карикатуры Кукрыниксов и др.).
Лит.: М. М. Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, В., 1962.