Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Памятник

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Памятник, произведение искусства для увековечения памяти

Памятник, 1) в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения - мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п. И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками подразумевают произведения, в которых над погребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция. Основные композиционные типы памятников были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н. э. - в центрах городской жизни (например, на агоре). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружённый в память победы над Казанским ханством). В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге - "Медный всадник", бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на пл. Звезды, ныне пл. де Голля в Париже, 1806-37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель; А. С. Пушкину в Москве, бронза, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятников XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони) или в нарочито огрублённых формах прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901-06, скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн. Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафорической насыщенностью образов ("Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-67, скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Советские памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, в совокупности образуют образную летопись истории страны, способствуют патриотическому воспитанию народа. Если первые советские памятники (в том числе созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды) часто были близки по характеру станковой скульптуре, то для памятников 20-30-х гг. типичны монументальные формы, способствующие более активному включению памятника в городской ансамбль или окружающий ландшафт (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв). Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 посвящены наряду с мемориальными сооружениями в Волгограде, Саласпилсе, Хатыни, Бресте и других городах многочисленные портретные монументы и памятники, включающие реальные образцы военной техники. В 60-80-х гг. современные принципы градостроительства, возросшие масштабы городских пространств во многом предопределили укрупнённую, более лаконичную пластику скульптурного памятника. (памятники: К. Марксу в Москве, гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц и др.; В. И. Ленину в Берлине, гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер; В. И. Ленину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1985, скульпторы Кербель и др., архитекторы Г. В. Макаревич и др.), а иногда - использование символических неизобразительных форм.

Лит.: А. Э. Бринкман, Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Г. А. Богуславский, Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны, М., 1975; В. С. Турчин, Монументы и города, М., 1982.

Комментарии  

+1 # Описание памятника клавиатуре в ЕкатеринбургеПамятник 12.02.2016 21:08
Описани е памятника клавиатуре в Екатеринбурге.

Если вам посчастливится побывать в Екатеринбурге, то начните осмотр достопримечател ьностей города с памятника клавиатуре. Да-да-да, именно ей, теперь уже почти родной в каждом доме, компьютерной клавиатуре, в 2005 году было отведено почетное место.
Первоначально проект Анатолия Вяткина был приурочен к фестивалю по истории Екатеринбурга, но у чиновников ни приобрел, ни статуса, ни признания. А вот горожанам и туристам забавное архитектурное сооружение явно пришлось к душе. Идея оказалась настолько актуальной, что к 2011 году памятник клавиатуре вошел в десятку посещаемых достопримечател ьностей города.
Итак, что же он собой представляет? Это увеличенная в тридцать раз копия обычной клавиатуры. Каждая кнопка аналогична той, что мы видим ежедневно перед глазами. Буквы, знаки, Shift и Еnter, кнопка пробела – выбирай и любуйся. Всего в сооружении 104 клавиши, отлитые из бетона. Площадь под памятник отведена 64 м2.
В классическом варианте мы не можем назвать памятник клавиатуре скульптурной композицией. Это в большей степени дань коммуникации, выходящей на современном этапе на новый уровень. Клавиатура выступает как символ единения людей. Несчетное количество населения земли ежедневно проводят часы за клавиатурой, будь то работа, компьютерная игра или электронная почта.
Каждая клавиша в скульптурной композиции выступает как импровизированн ая скамья, тем более, что памятник логично вписан в ландшафтный дизайн. Компании молодых людей с удовольствием останавливаются здесь, чтобы помечтать на букве «А» или пробежаться по трехметровой клавише пробела. Жители мечтают дополнить композицию компьютерной мышкой и монитором.
Памятник клавиатуре обладает притягивающим и завораживающим действием, мало кого оставляя равнодушным. Это своего рода культурный феномен, способный провоцировать и удивлять.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Описание памятника почтальонуПамятник 12.02.2016 21:10
Описани е памятника почтальону.

Большинство памятников устанавливаются знаменитым людям, которые успели оставить след в истории и прославились своими поступками или вкладом в развитие общества или науки. Но мало монументов прославляют жизнь обычных людей, которые всю жизнь ответственно выполняли свою работу, вкладывали в нее душу, но знаменитыми так и не стали (и вряд ли стремились к этому). Например, много ли существует памятников почтальонам? Ответ будет отрицательным. Но все же они есть. Например, памятник почтальону установлен в Ужгородской области, в селе Перечине. Здесь память о сельском почтальоне решили воплотить в красивый монумент.
Интересно, что памятник прославляет не профессию в общем, а жизнь конкретного почтальона Федора Фекета, который проживал и работал в этом селе. Монумент представляет собой фигуру человека в полный рост. Идея принадлежит местному скульптору Михаилу Беленю. Вдохновленный зодчий создал памятник в натуральный рост из бронзы. Памятник изображает почтальона Федора Фекета, который переступает с камня на камень и несет долгожданный письма жителям села.
Удостоился такой чести почтальон не просто так. Федор жил в селе в 19 веке, когда эта территория страны находилась в составе Австро-Венгерск ой империи. Ежедневно он проходил около 10 км от своего села до Перечина, чтобы вовремя принести почту. Федор преодолевал лесные тропы и реки, чтобы каждый получил весточку от родных и близких. После смерти почтальона жители села сделали мемориальную надпись на стене церкви.
Сегодня памятник почтальону – это местная достопримечател ьность, посмотреть на которую приходят туристы и местные жители. Памятник выглядит весьма гармонично на фоне здешней природы. Кажется, что почтальон сейчас сделает еще один шаг и скажет «Вам письмо, пляшите!». Такие памятники напоминают нам о том, что простые люди порой делают для нас вещи гораздо важнее, чем те, у которых есть власть и полномочия.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Описание памятника Левше в ТулеПамятник 12.02.2016 21:11
Описани е памятника Левше в Туле.

В 1881 году впервые был опубликован «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» Николая Лескова. Повесть рассказывает, как простой умелец Левша подковал блошку, изготовленную английскими искусниками, во много перещеголяв их умением.
Гордость за смекалку людей, запечатленная в повести, полюбилась читателям и стала символом не только тульских мастеровых. Это своего рода символ русским умельцам, которыми славилась наша земля во все времена. Спустя более века, в 1989 году, Бронислав Кривохин создал памятник Левше, который сегодня стоит в исторической части Тулы, на берегу реки Упы, как символ русских мастеровых.
Бронзовая фигура Левши проста и лаконична. Автору удалось четко передать образ трудового русского человека. Он невысок, коренаст, у него мускулистые руки, крепкий торс. Широкая грудь чуть прикрыта специальным рабочим фартуком. В левой руке он держит молоток, как символ труда.
Левша показан в момент любования законченной работой. Его голова чуть приподнята, взгляд направлен на правую руку, в ладошке которой находится подкованное чудо. И хотя блоха не видна, мы точно знаем, что в руках мастера.
Скульптору удалось создать фактурное простое лицо: открытый лоб, вьющиеся волосы, прямой нос, чуть тяжеловатый подбородок, характерный для тульских мастеровых. Характер глаз, их выражение ясное и живое, чувствуется, что глаза действительно видят созданный миниатюрный шедевр. Неповторимое выражение лица передает внутреннее состояние героя. Вся фигура излучает позитив, довольство, гордость.
Памятник Левше находится на двухметровом возвышении. Постамент выполнен в форме шестигранника, похожим на некое крепежное изделие. Каждая сторона украшена цитатой, в том числе из повести Лескова.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Памятник преданности в ТольяттиПамятник 12.02.2016 21:12
Памятни к преданности в Тольятти.

Памятни к Преданности в Тольятти – лучший пример того, что каждый может творить историю, в которой удивительным образом переплетаются трагическая случайность и глубокие человеческие чувства.
В 1995 году на трассе, проходящей по Автозаводскому району, случилась авария, унесшая две молодые жизни. По невероятным стечениям обстоятельств выжить удалось только немецкой овчарке, находящейся в автомобиле. С тех пор верный пес не покидал места произошедшей трагедии. Собака провожала лаем автомобили в надежде на встречу с хозяевами.
Дорога оживленная, поэтому люди ежедневно встречали неугомонного пса, находившегося на одном и том же месте. Для него пробовали строить конуру, пытались приручить, но безуспешно. Жизнь пса, словно остановилась на месте несчастного случая.
В человеческих сердцах еще живет чувство сострадания, люди подкармливали собаку, восхищаясь невероятной ее преданностью. По прошествии семи лет пес ушел в лес и умер. Трасса опустела.
Неожиданно горожане предложили поставить памятник полюбившейся собаке, как преданности, на которую не всегда способен и человек. В 2002 году на пожертвования, в том числе и от городских жителей, появилась бронзовая статуя – Памятник Преданности.
На постаменте восседает немецкая овчарка по кличке «Верный» или «Костик», как звали ее в народе. Фигура пса бесхитростна, выполнена реалистично, точно передавая нюансы строения тела животного. Она чуть более полутора метра в высоту и поставлена на постамент. Голова овчарки чуть наклонена, уши чутко подняты вверх, словно постоянно на чеку, вслушивается, не придут ли хозяева.
Морда собаки выполнена блестяще. Авторам скульптуры Олегу Клюеву и Любови Турской удалось передать внутреннее состояние животного. Собака словно живая, смотрит с надеждой, грустью и непониманием на проезжающие мимо машины. Глядя на скульптуру, сердце щемит от тоски и нахлынувших эмоций.
Можно только надеяться, что жизнь овчарки напомнила людям о том, что еще живет в мире верность и любовь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 264 гостя и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!